Значение географического образования

Теория образования » Изменения в обучении географии » Значение географического образования

Страница 1

Географическое образование можно рассматривать как образование, имеющее: абсолютную ценность, то есть ценность, присущую географии как предмету, развивающему мыслительные способности; относительную ценность, то есть ценность, обусловливаемую связью географии с другими предметами независимо от того, преподаются ли они по отдельности или входят в общий курс естественных и общественных наук. Начнем с рассмотрения этого последнего аспекта проблемы.

Изучение географии опирается на анализ данных, часть которых систематизирована и легко наблюдаема (непосредственно в полевых условиях или косвенно — с помощью карт и фотоснимков). Изучение географии поэтому легко осуществлять на базе окружающей учащегося реальной действительности. Но эта действительность является общей и для экономиста, художника, геолога, романиста или поэта; поэтому к изучению такой темы, как, скажем, город, можно подходить с разных сторон. Это позволит учащемуся узнать, как неодинаково отражается реальная действительность различными дисциплинами. Такие темы могут использоваться учителями в целях реализации междисциплинарного подхода к образованию. Географическое образование способно внести свой вклад в этот подход, раскрывая учащимся пространственные аспекты явления, формируя у них соответствующие умения с помощью деловых игр, количественных методов, полевых исследований и моделирования.

Изучая географию, учащиеся имеют возможность понять, насколько сложны причины, вызывающие те или иные явления, и увидеть, что в поисках объяснения этих явлений обычно приходится рассматривать взаимодействие разнообразных факторов. Все территориальное структурирование, все региональные особенности представляют собой результат взаимодействия природных и антропогенных факторов в определенной последовательности событий, нередко уходящих в далекое прошлое и оставляющих в ландшафте отпечаток своего присутствия. Антропогенные факторы могут носить политический, исторический, экономический, социологический или психологический характер. Территориальный анализ помогает учащемуся осознать, что "ничто не просто под луной" и что упрощенные объяснения и примитивные причинно-следственные интерпретации событий редко оказываются правильными.

Изучение географии помогает учащемуся познать внешнюю среду, в которой он живет, а также близкие и отдаленные территории; важно, чтобы при этом он не погрузился в мир форм, размеров и цветов, не имеющих для него смысла. Важно также, чтобы учащийся постепенно знакомился с проблемами, возникающими перед людьми в процессе освоения окружающего его пространства, чтобы он осознал роль человека, его возможности и слабости, понимал значение роста народонаселения, характер и воздействие климатических изменений.

С помощью географии учащиеся могут открыть для себя удивительные творческие возможности человека. Те, кому доводилось видеть аэрофотоснимки культурных ландшафтов, всегда приходят в изумление от запечатленных на них террасированных рисовых полей юго-восточной Азии, районов интенсивного диверсифицированного земледелия или прямоугольных массивов зерновых культур на североамериканских равнинах. С недоумением и тревогой рассматривают они снимки районов нищеты с трущобными городскими кварталами, неприглядных беспорядочных пригородов, обветшалых старых промышленных районов, прибрежных зон, изуродованных неудержимой урбанизацией. Таким образом, позволяя увидеть разнообразие воздействий человека на природные ландшафты, география может вызвать у учащихся неудовлетворенность современным положением дел.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Основные дидактические концепции
Концепция дидактического энциклопедизма. Сторонники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) считали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. «Энциклопедист» считает, что содержание и г ...

Факторы развития девиации у подростков
Подростковый возраст является возрастом критических периодов роста (12-15 лет) и развития (15-16 лет). Это возраст бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижнего мозгового придатка), особенно его передней доли, гормоны которой стимул ...

Заповеди, суеверия-приметы, связанные с отношением к детям, к старшим
1. Ещё с детства ребёнка всему спокойно обучали, чтобы когда он вырастет не говорили: «На кого это он похож?» 2. Нельзя детей только хвалить – привыкнут. В следующий раз, когда вы его поругаете, он удивится и подумает: «Я же хороший, почему тогда меня ругают?» 3. Вместе с детьми почитайте старших, ...

Категории