Программа экологического воспитания «Маленький принц Земли», была разработана в 1992 году И.В. Цветковой. Анализ практики реализации программы показал, что она находит свое творческое преломление с учетом местных условий, обеспечивает эффективность процесса экологического воспитания и, в целом, принимается с большей активностью, находит больше сторонников и инициатив, чем в других образовательно-воспитательных институтах.
С 1993 года по 1998 год проводилась опытно – экспериментальная работа по программе, в которую были включены школьники различных регионов России. Это связано с утверждением программы на федеральном уровне (с 1996 года) и распространением её среди 72 – х субъектов Федерации детских организаций России (краевых, областных детских организаций).
Опытно-эксперементальная работа включала в себя два основных этапа: на первом этапе – константирующий эксперимент – решалась задача осмысления процесса экологического воспитания школьников, выявление его сущности, динамики, критериев экологической воспитанности; на втором формирующий эксперимент – отрабатывалась система экологического воспитания школьников, реализовывалась программа экологического воспитания детей во внеурочное время, опробировалась методика.
Соотношение понятий «образование» и «воспитание» остается в педагогике дискуссионной проблемой. И.В.Цветкова считает воспитание в широком смысле слова более емким термином относительно образования.
Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Экологическое образование – целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков.
Экологическое образование определяется такими понятиями как «сознание-мышление-знания-деятельность». Экологическое воспитание оперирует такими терминами как «ценности-отношение-поведение».
Процессы экологического воспитания и образования взаимосвязаны. Заметим, что специального внимания заслуживают вопросы экологического воспитания в процессе образования и, напротив, экологического образования в воспитательном процессе. В первом случае важно проследить логическую взаимосвязь воспитательной работы с образовательными программами, обеспечить взаимосвязь содержания учебного процесса и деятельность школьников во внеурочное время. Во втором – обеспечить решение воспитательных задач в процессе изучения детьми основ экологии.
Автор программы выделяет следующие задачи, которые должны реализовывать учреждения дополнительного образования в организации экологического воспитания школьников:
создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды;
реализация комплексного подхода к экологическому воспитанию с участием специалистов разного профиля;
организация практической деятельности детей;
предоставление ребенку возможности выбора содержания и форм деятельности, организация индивидуальной работы со школьниками;
разнообразие организационных форм и методов экологического воспитания.
Основными показателями эффективности образовательного процесса выступают знания, умения, навыки учащихся, а в качестве содержания образовательных программ выступает стандартизированная система понятий, представлений, информации, приобретаемых учащимися как на уроке, так и в ходе «практикумов», и реализуемых в практической деятельности.
Содержание экологического воспитания школьников И.В. Цветкова определяет как педагогически организованное взаимодействие ребенка с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой) или педагогическое сопровождение ребенка в процессе освоения им окружающего социоприродного пространства.
Содержание изучаемого процесса в программе «Маленький принц Земли» представлено в следующих плоскостях:
А) «горизонтальной», определяющей «объем» осваиваемой ребенком окружающей среды;
Б) «вертикальной» плоскости, пересекающей все горизонтали и сферы и определяющей качественный уровень взаимодействия со средой;
В) трех сферах: взаимодействие с природой, социумом, самим собой.
При разработке содержания экологического воспитания автор акцентировала внимание на предоставление ребенку возможности быть на природе, наблюдать ее явления, приобретать позитивный опыт общения с окружающим миром, навыки экологически значимой деятельности. Необходимостью решения этой задачи было продиктовано определение содержания экологического воспитания школьников в «горизонтальной» плоскости.
В программу включены три «горизонтали»:
объем освоенной среды на первой из них И.В.Цветкова связывает с ближайшим окружением школьника, включая представителей животного и растительного мира дома, в школе, во дворе, микрорайоне;
Статьи по теме:
Методы воспитания нравственного характера, используемые в программе "Step by step"
Программа "Step by Step" для начальной школы формирует и развивает характер детей с тем, чтобы они могли: с полной самоотдачей участвовать в жизни школы и сообщества; быть организованными и полагаться на себя; работать в сотрудничестве с другими детьми; в письменной или устной форме форму ...
Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании младших
школьников
Музыка в школе – одно из средств эстетического воспитания и образования учащихся, с помощью которого формируются и развиваются музыкальные способности детей, прививается любовь и интерес к музыке, приобретаются первые навыки и умения коллективного исполнения музыкальных произведений. Слово «музыка» ...
Особенности применения соревновательного метода при обучении
двигательному действию
Соревновательный метод является не лучшим средством обучения двигательному действию, так как этот достаточно сложный процесс требует сосредоточения внимания именно на выполнении техники двигательного действия, выполнения четких и точных движений. Особенно нецелесообразно применять его на первом и в ...