Программа экологического воспитания «Маленький принц Земли»

Страница 1

Программа экологического воспитания «Маленький принц Земли», была разработана в 1992 году И.В. Цветковой. Анализ практики реализации программы показал, что она находит свое творческое преломление с учетом местных условий, обеспечивает эффективность процесса экологического воспитания и, в целом, принимается с большей активностью, находит больше сторонников и инициатив, чем в других образовательно-воспитательных институтах.

С 1993 года по 1998 год проводилась опытно – экспериментальная работа по программе, в которую были включены школьники различных регионов России. Это связано с утверждением программы на федеральном уровне (с 1996 года) и распространением её среди 72 – х субъектов Федерации детских организаций России (краевых, областных детских организаций).

Опытно-эксперементальная работа включала в себя два основных этапа: на первом этапе – константирующий эксперимент – решалась задача осмысления процесса экологического воспитания школьников, выявление его сущности, динамики, критериев экологической воспитанности; на втором формирующий эксперимент – отрабатывалась система экологического воспитания школьников, реализовывалась программа экологического воспитания детей во внеурочное время, опробировалась методика.

Соотношение понятий «образование» и «воспитание» остается в педагогике дискуссионной проблемой. И.В.Цветкова считает воспитание в широком смысле слова более емким термином относительно образования.

Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.

Экологическое образование – целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков.

Экологическое образование определяется такими понятиями как «сознание-мышление-знания-деятельность». Экологическое воспитание оперирует такими терминами как «ценности-отношение-поведение».

Процессы экологического воспитания и образования взаимосвязаны. Заметим, что специального внимания заслуживают вопросы экологического воспитания в процессе образования и, напротив, экологического образования в воспитательном процессе. В первом случае важно проследить логическую взаимосвязь воспитательной работы с образовательными программами, обеспечить взаимосвязь содержания учебного процесса и деятельность школьников во внеурочное время. Во втором – обеспечить решение воспитательных задач в процессе изучения детьми основ экологии.

Автор программы выделяет следующие задачи, которые должны реализовывать учреждения дополнительного образования в организации экологического воспитания школьников:

создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды;

реализация комплексного подхода к экологическому воспитанию с участием специалистов разного профиля;

организация практической деятельности детей;

предоставление ребенку возможности выбора содержания и форм деятельности, организация индивидуальной работы со школьниками;

разнообразие организационных форм и методов экологического воспитания.

Основными показателями эффективности образовательного процесса выступают знания, умения, навыки учащихся, а в качестве содержания образовательных программ выступает стандартизированная система понятий, представлений, информации, приобретаемых учащимися как на уроке, так и в ходе «практикумов», и реализуемых в практической деятельности.

Содержание экологического воспитания школьников И.В. Цветкова определяет как педагогически организованное взаимодействие ребенка с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой) или педагогическое сопровождение ребенка в процессе освоения им окружающего социоприродного пространства.

Содержание изучаемого процесса в программе «Маленький принц Земли» представлено в следующих плоскостях:

А) «горизонтальной», определяющей «объем» осваиваемой ребенком окружающей среды;

Б) «вертикальной» плоскости, пересекающей все горизонтали и сферы и определяющей качественный уровень взаимодействия со средой;

В) трех сферах: взаимодействие с природой, социумом, самим собой.

При разработке содержания экологического воспитания автор акцентировала внимание на предоставление ребенку возможности быть на природе, наблюдать ее явления, приобретать позитивный опыт общения с окружающим миром, навыки экологически значимой деятельности. Необходимостью решения этой задачи было продиктовано определение содержания экологического воспитания школьников в «горизонтальной» плоскости.

В программу включены три «горизонтали»:

объем освоенной среды на первой из них И.В.Цветкова связывает с ближайшим окружением школьника, включая представителей животного и растительного мира дома, в школе, во дворе, микрорайоне;

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

От функционирующего к развивающемуся ДОУ
Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. Управление в учреждении этого типа носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам. Переход к ситуативному управлению детским садом по результатам озна ...

Создание развивающей среды в изостудии и в интерьере детского сада
Обучение детей на занятиях по изодеятельности и формирование творческих способностей прямым образом зависит от ситуации развивающей среды в изостудии и в самом детском учреждении. В нашей изостудии «Разноцветные капельки» имеется все необходимое для полноценного проведения занятий: столы которые по ...

Причины развития сенсорной афазии
Несмотря на такое единодушие в понимании клинических особенностей сенсорной афазии, вопрос о первичном нарушении, лежащем в основе симптомокомплекса речевых расстройств, до сих пор остается не вполне ясным. В частности, отсутствует четкость в иерархической отнесенности таких характерных для сенсорн ...

Категории