Формирование грамматических понятий у младших школьников

Страница 2

Установление первоначального отличия одного предмета от другого.

Простое перечисление признаков.

Усвоение существенных признаков.

Обобщение этих существенных признаков.

Установление связей между ними.

Ученые-дидакты также активно развивают и разрабатывают проблему формирования понятий у школьников. Например, И.Я. Лернеру [40] удалось в наиболее полном виде сформулировать концепцию формировании мышления у школьников. Согласно точке зрения И.Я. Лернера, существуют несколько ступеней формирования мышления. Первой такой ступенью является восприятие. Восприятие различно в разном возрасте, и, таким образом, главным требованием для учителя остается учет психолого-возрастных особенностей.

Усвоение и формирование понятий всегда начинается на эмпирическом уровне и затем переходит на теоретический. Это говорит о сложности процесса, так как результаты предыдущих этапов развития мыслительных умений не исчезают, а обусловливают и влияют на последующие результаты. На эмпирическом уровне, где главным является процесс восприятия, ученик получает представления о внешних признаках предметов и событий, наблюдает за их использованием и протеканием.

Наглядно-образный уровень связан непосредственно с процессом обучения, так как здесь уже знакомые предметы предстают в более обобщенном виде.

На словесно-логическом уровне у ученика появляются умения характеризовать понятия и связывать их в единую цепь рассуждений, а также определять между ними связь.

Теория, созданная В.В. Давыдовым, заключает в себе концепцию, в которой автор предлагает изменить направленность процесса формирования понятий. Если ранее главный акцент делался на переходе от частного к общему, то исследователь предлагает идти в процессе формировании понятий наоборот - от общего к конкретному. При этом конкретное не идентифицируется с частным, оно должно быть наполнено новым значением с оттенком особенностей, присущих тому или иному предмету или явлению, что выводит на иной уровень весь процесс обобщения. Данная концепция не вполне учитывает психолого-возрастные особенности ученика и особые процессы, связанные с развитием памяти. М.Н. Скаткин указывает, что при дальнейшем формировании мышления происходит обязательная опора на понятия. Понятие - это форма человеческого мышления, в которой выражаются общие и существенные признаки вещей, связи данного предмета с другими, его происхождение и развитие. Учитель должен использовать уже имеющиеся в наличии знания, через раскрытие и обобщение которых и происходит формирование понятий. В процессе обобщения происходит разработка структуры понятия, определение и конкретизация его признаков и как следствие, обогащение понятия на новом уровне. Сложность процесса формирования понятий состоит в том, что параллельно с ним происходит формирование абстрактного мышления. Для формирования которого необходимы не только понятия, но и факты, оценки, причинно-следственные связи, умозаключения и выводы, работа с которыми и над которыми происходит непосредственно на уроке.

Ученые-методисты также считают, что понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий и формирования знаний. Обращается внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в результате обогащения и конкретизации их содержания. Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типичные черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Учащиеся легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно.

В качестве первоначального определения учитель дает признаки определяемого понятия или называет его составные части. При дальнейшей работе над формированием понятия важно отобрать существенные признаки, которые бы четко отличали один предмет, одно явление, один процесс от другого предмета, явления или процесса соответственно. При формировании более сложных понятий в следующих курсах, методисты советуют учителю начинать с обеспечения привыкания к ним учеников. То есть учитель может вводить понятие в объяснение, но не должен сразу требовать обязательного запоминания этого понятия. Сначала, следует «поиграть» с понятием. Учитель может передавать его содержание и конкретизировать, давая возможность учащимся часто слышать это понятие, постепенно вникая в его суть. К моменту необходимости обязательного усвоения этого понятия ученики «не боятся» его, оно им знакомо, его признаки не перегружают память, что обеспечивает эффективность усвоения понятия. При этом нельзя забывать о повторении и закреплении данного понятия. Воспроизведение часто играет немаловажную роль в процессе формирования понятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Методические рекомендации по решению задач с помощью определенного интеграла
Часто при изучении интегрального исчисления в школе рассматриваются лишь основные моменты данного раздела: нахождение первообразных функции, вычисление определённых интегралов, отыскание площадей плоских фигур и объёмов тел вращения. Данные вопросы являются базовыми и необходимыми, ведь именно они ...

Опробование форм и методов интерпретации педагогического знания в процессе опытной работы
Опытная работа с использованием данной процедуры охватывала несколько направлений: проводилась в условиях профессиональной подготовки студентов отделения дневного и заочного обучения филологического факультета и высшей педагогической школы ТГУ; факультета культурологии и художественного творчества, ...

Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности
Творчество в широком смысле можно рассматривать как любую инновационную деятельность. Это самый ценный и для человека, и для общества вид досуга. Творчество подразумевает не потребление, а создание материальных и духовных ценностей. В творчестве как деятельности, главное – сам человек, его мотивы, ...

Категории