Формирование грамматических понятий у младших школьников

Страница 5

Установление связи между компонентами знаний, т. е. приведение их в систему, делает возможным их применение на практике (в письменной и в устной речи). «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов,— пишет К. Д. Ушинский,— дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.

Истинная педагогика, избегая обеих крайностей, дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему. Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система .».

В приведенных суждениях К. Д. Ушинского образно раскрыта практическая непригодность бессвязных знаний, а также и ненужность формальной системы, звенья которой не наполнены конкретными знаниями.

В процессе обучения языку системность знаний обеспечивается программой, которая предусматривает такую последовательность изучения лингвистического материала, которая позволяет устанавливать научно обоснованные связи вновь изучаемого материала с ранее изученным. Учителю необходимо методически четко представить сущность этих связей. Возможно последовательное и параллельное изучение явлений между которыми устанавливаются связи. Например, сначала учащиеся изучают имена существительные, затем имена прилагательные, что позволяет раскрыть зависимость рода, числа и падежа имен прилагательных от рода, числа и падежа имен существительных.

Вновь изучаемый материал учитель обязательно включает во взаимодействии с ранее изученным. Для этого проводится сопоставление и противопоставление языковых понятий.

наглядное изучение понятия (таблицы, схемы). Специфика наглядных средств обусловлена тем, что объектом изучения являются слова, словосочетания, предложения и т.п. Следовательно, в качестве средств наглядности наряду с таблицами, схемами, предметами и их изображениями выступает сам языковой материал. Тексты, отдельные слова и предложения должны быть такими, чтобы изучаемое явление было представлено в них четко и выпукло, в наиболее ярком проявлении своей речевой функции и своих грамматических особенностей.

Характеризуя роль наглядности, которая «включается непосредственно в процесс обучения в связи со специальной педагогической задачей», А. Н. Леонтьев отмечает, что наглядный материал «служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями».

Предметный рисунок используется на уроке русского языка при формировании грамматического понятия. Цель использования рисунка здесь следующая: подвести учащихся к осознанию сущности понятия. Например, при знакомстве с ролью имен прилагательных в речи учитель также может показать рисунок и предложить описать предмет, назвав его особенности. Естественно, описывая предмет (животное, растение, вещь и т. п.), учащиеся употребляют в своей речи имена прилагательные. Учитель своими вопросами направляет внимание детей на признаки изучаемого грамматического понятия:

— Какие слова вы употребили, называя качества предмета? С какой целью? (Для точного описания предмета . для того чтобы отличить один предмет от другого .).

В приведенном примере наглядный материал использован для наблюдений над ролью грамматического понятия (в данном случае — имени прилагательного) в речи: от конкретного, учащиеся перешли к обобщению.

Известно, что результативность усвоения знаний обусловлена методами обучения. Репродуктивный метод не даёт желаемых результатов, ориентирует на запоминание. Более эффективным, как убеждает обобщение школьного опыта и специальные исследования Л. В. Занкова [28], Ю. Н. Бабанского , и др., являются поисковые методы; в начальных классах — частично-поисковый. Ситуация поиска при формировании грамматического понятия создается прежде всего постановкой учителем речевой задачи и ее коллективным решением. Ситуация поиска обусловливает заинтересованность в познании нового и побуждает учащихся к самостоятельному творческому выбору способа решения. Например, перед тем, как познакомить учащихся с родом имен прилагательных, учитель предлагает решить речевую задачу: «Как правильно сказать и почему: душист(ът, ая) карамель, сладк(ое, ий) яблоко, сочн(ая, ый) морковь, спел(ый, ая) помидор, крупн(ая, ый) картофель, весел(ыщ ая) спектакль?» В ходе совместного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что окончание имен прилагательных зависит от того, какого рода имя существительное; род прилагательного можно узнать по роду имени существительного, прилагательное мужского рода имеет окончание –ый (-ий), прилагательное женского рода — -ая (-яя), среднего — -ое (-ее).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Подготовка дипломной работы
Работая над дипломной работой, студент должен: а) всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты; б) проанализировать научную литературу и нормативно-правовой материал по теме; в) собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (судебную, нотари ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта
При нарушении умственного развития неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость ко всему новому Л.С.Выготский, Развитие ребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. Отсутствует стремление п ...

Виды занятий
Стандартам, предписаниям, программам, учебникам: помогает учителю свободно влиять на весь коллектив; групповая - позволяет ребятам освободиться от субъективности в восприятии того или иного вопроса, эта может иметь несколько вариантов: парная - ребята с равными учебными возможностями, бригадная - д ...

Категории