Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Теория образования » Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики » Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Страница 1

Исследуя условия и факторы профессиональной подготовки педагогов, мы изучили Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, отражающий социальный заказ системе высшего педагогического образования.

Заложенные в Госстандарте общие требования к образованности педагога предусматривают осознание будущим учителем личностной и социальной значимости педагогической профессии, «владение системой знаний и представлений о человеке как о существе, прежде всего духовном». В этой связи от педагога требуется «владение научно-гуманистическим мировоззрением», что, на наш взгляд, свидетельствует о закреплении на государственном уровне смены социально значимых для педагогики приоритетов (переход от научного и материалистического мировоззрения - к научно-гуманистическому).

Характерно, что в ряду общих требований обозначено «владение различными способами познания и освоения окружающего мира», к числу которых, на наш взгляд, с полным правом должны быть отнесены и основанные на использовании средств искусства и языка способы интерпретации знаний о человеке, предлагаемые педагогической герменевтикой.

Непосредственно с герменевтической проблематикой связаны требования к специалисту по дисциплинам общекультурной подготовки: специалист должен «иметь представление о природе и структуре человеческого знания, соотношении знания и веры». Следует подчеркнуть, что специальное значение в документах Г осстандарта придаётся представлениям будущего педагога-профессионала не только о научной, философской, но также о «религиозной, художественной, языковой картинах мироздания и месте человека в нём». Мы считаем, что данные требования могут быть достигнуты не только средствами дисциплин общекультурной подготовки, как это указано в Госстандарте, но и в значительной мере - при изучении дисциплин психолого-педагогической подготовки с опорой на принципы, средства, методы и приёмы педагогической герменевтики.

В положениях Госстандарта важное значение придаётся ценностным аспектам деятельности педагога, который должен иметь представления о различных этических системах и эстетических ценностях и уметь в них ориентироваться.

В документе обращается внимание на важность для будущего педагога иметь представления о языке, символике и образности искусства, которые необходимо использовать для развития творческих способностей личности. С позиций педагогической герменевтики перечисленные элементы культуры способствуют не только развитию творческих качеств воспитуемых, но также более глубокому познанию и творческому пониманию ребёнка самим педагогом с опорой на гуманистический потенциал закреплённых в разных формах общественного сознания общечеловеческих ценностей, в связи с этим необходимы специальные конкретные дополнения в положения Госстандарта.

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы включает вопросы гуманитаризации образования, однако в ряду названных технологий обучения и технологий педагогической диагностики и прогнозирования не названы методы и приёмы герменевтической интерпретации педагогических явлений. В разделе «Философия и история образования» обращается внимание на философские аспекты педагогического целеполагания, в то же время не конкретизированы вопросы преобразования педагогических целей на основе их индивидуально-личностной интерпретации с учётом субъективного контекста педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Формы духовного постижения человека и действительности
В педагогической деятельности целесообразно выделение двух планов: рационально-логического и образно-эмоционального, субъективного. Каждый из этих аспектов имеет специфическое значение в педагогической деятельности. Очень важная роль в изучении закономерностей развития и обучения личности принадлеж ...

Память и особенности её развития у дошкольников
Память является одним из важнейших психических процессов. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». По словам П.П.Блонского, память «подобна мостику, перек ...

Курс занятий кружка Музыка вокруг нас»
Нами был разработан курс занятий, имеющий своей целью познакомить учащихся с основами музыкального искусства. Задачи курса: 1. Познакомить учащихся с творчеством великих композиторов; углубить представления о музыкальных инструментах; ввести в мир музыкального театра; познакомить с основными жанрам ...

Категории