Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Теория образования » Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики » Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Страница 2

Весьма положительно, что в Госстандарте обращается внимание на развитие педагогики не только как науки, но и искусства. Однако отсутствуют указания на использование художественно-эстетических методов и приёмов интерпретации и понимания педагогических ситуаций. Изучение содержания Госстандарта относительно содержания учебного материала, рекомендуемого по курсу «Психолого-педагогическая антропология», показало, что в документах вполне оправданно делается акцент на гуманистичности данного раздела человековедения, предусмотрено изучение будущими педагогами природы человека с учётом «специфики взаимодействия человека в пространстве его бытия и времени», а также «с учётом взаимодействия человека и культуры» (собственно герменевтический подход), но в то же время в содержании образования педагогов, к сожалению, не выделено герменевтико-интерпретационное направление, предусматривающее понимание человека в единстве его биологического, социального и духовного начал.

В процессе изучения требований к профессиональной подготовке педагогов мы, для сравнения, обратились к аналогичным Госстандартам высшего профессионального образования по специальностям сферы культуры (в частности, по специальности 053100 «Социально-культурная деятельность» и по специальности 053000 «Народное художественное творчество»). Что характерно, по ряду положений мы обнаружили актуальные с позиций гуманистической педагогики требования к специалистам сферы культуры. Например, требование «владеть понятием «культура личности», «художественная культура личности», «знать психолого-педагогические механизмы художественно-творческой деятельности». Нам представляется, что включение данных положений в Госстандарт подготовки педагога конкретизировало бы установку вузовского преподавателя относительно возможностей педагогического творчества, опирающегося не только на науку, но и на искусство, художественно-эстетические подходы.

Изучение положений Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования показало, что, несмотря на акценты относительно ценностных ориентиров педагогической профессии, требования по дисциплинам психолого-педагогического цикла основаны, преимущественно, на знаниевой стороне подготовки учителей. Педагог должен владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; владеть системой знаний о человеке, о закономерностях его психического развития; обладать системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях.

Характерно, что в комплекс обязательных знаний не включены знания о герменевтико-интерпретационной деятельности; а среди обязательных педагогических умений (осуществлять диагностику, уметь проектировать, организовать педагогический процесс и вести специальную документацию) отсутствуют умения понимать и интерпретировать педагогический процесс.

Таким образом, изучение положений Государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки педагога показало, что требуется дополнительная конкретизация требований по дисциплинам психолого-педагогической подготовки, а также содержания программ дисциплин психолого-педагогической подготовки; необходимо привести их в соответствие с общими требованиями и требованиями по дисциплинам общекультурной подготовки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Психологический анализ урока
Для психологического анализа урока я выбрала обычный урок английского языка у 10-А класса. Тип проводимого урока был комбинированный. На этом уроке сочетались контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, опред ...

Педагогические условия формирования интеллектуальных умений в УНПО
К педагогическим условиям формирования интеллектуальных умений учащихся относятся: 1. Развитие мотивации к учению. В психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно ...

Организация социально – педагогической работы по коррекции девиантного поведения у подростков
Исходя из вышесказанного, можно очертить следующие элементы модели социально-педагогической и психологической коррекции девиантного поведения, раскрывающиеся на каждом из этапов этого поведения: Диагностика нарушения общественных требований, норм и законов. Отношение личности к социальным нормам, т ...

Категории