Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Теория образования » Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики » Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Страница 2

Весьма положительно, что в Госстандарте обращается внимание на развитие педагогики не только как науки, но и искусства. Однако отсутствуют указания на использование художественно-эстетических методов и приёмов интерпретации и понимания педагогических ситуаций. Изучение содержания Госстандарта относительно содержания учебного материала, рекомендуемого по курсу «Психолого-педагогическая антропология», показало, что в документах вполне оправданно делается акцент на гуманистичности данного раздела человековедения, предусмотрено изучение будущими педагогами природы человека с учётом «специфики взаимодействия человека в пространстве его бытия и времени», а также «с учётом взаимодействия человека и культуры» (собственно герменевтический подход), но в то же время в содержании образования педагогов, к сожалению, не выделено герменевтико-интерпретационное направление, предусматривающее понимание человека в единстве его биологического, социального и духовного начал.

В процессе изучения требований к профессиональной подготовке педагогов мы, для сравнения, обратились к аналогичным Госстандартам высшего профессионального образования по специальностям сферы культуры (в частности, по специальности 053100 «Социально-культурная деятельность» и по специальности 053000 «Народное художественное творчество»). Что характерно, по ряду положений мы обнаружили актуальные с позиций гуманистической педагогики требования к специалистам сферы культуры. Например, требование «владеть понятием «культура личности», «художественная культура личности», «знать психолого-педагогические механизмы художественно-творческой деятельности». Нам представляется, что включение данных положений в Госстандарт подготовки педагога конкретизировало бы установку вузовского преподавателя относительно возможностей педагогического творчества, опирающегося не только на науку, но и на искусство, художественно-эстетические подходы.

Изучение положений Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования показало, что, несмотря на акценты относительно ценностных ориентиров педагогической профессии, требования по дисциплинам психолого-педагогического цикла основаны, преимущественно, на знаниевой стороне подготовки учителей. Педагог должен владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; владеть системой знаний о человеке, о закономерностях его психического развития; обладать системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях.

Характерно, что в комплекс обязательных знаний не включены знания о герменевтико-интерпретационной деятельности; а среди обязательных педагогических умений (осуществлять диагностику, уметь проектировать, организовать педагогический процесс и вести специальную документацию) отсутствуют умения понимать и интерпретировать педагогический процесс.

Таким образом, изучение положений Государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки педагога показало, что требуется дополнительная конкретизация требований по дисциплинам психолого-педагогической подготовки, а также содержания программ дисциплин психолого-педагогической подготовки; необходимо привести их в соответствие с общими требованиями и требованиями по дисциплинам общекультурной подготовки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Особенности урока физической культуры с детьми младшего школьного возраста
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психическ ...

Особенности организации учебного процесса с использованием игровых приемов
На основе изученного материала по выбранной проблеме и проанализированных методических пособий, представляется возможным предложить методику работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов. Для подтверждения гипотезы нами были разработаны упражнения на тему «Цвета», основанн ...

Методика проведения работы
Дифференциация была организована при изучении темы «Основы цитологии» в курсе «Общая биология» в 11 «А» классе 25 школы. Выполнение данной дипломной работы происходило поэтапно. 1 этап. Изучение источников литературы для знакомства и раскрытия основных понятий и терминов, а также с целью теоретичес ...

Категории