Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Теория образования » Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики » Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Страница 6

Цель опроса - выявить, какие способы интерпретации педагогического знания и обработки учебного материала используются в массовом педагогическом опыте; определить, как методы истолкования и дидактической обработки педагогических знаний в процессе профессиональной подготовки будущих учителей соотносятся с целеполаганием и выбором методов и приёмов обучения; установить, какие факторы влияют на характер интерпретации учебного материала в процессе проектирования обучения.

В общей сложности было опрошено 88 преподавателей, среди которых преподаватели педагогики и методик преподавания гуманитарных дисциплин педагогических вузов и колледжей Тюменской области. Опрос показал, что около 63 % процентов педагогов именно специфику учебного материала считают ведущим фактором при планировании и осуществлении обучения. Вместе с тем уровень обученности, развитости, воспитанности студентов оценивают как основной фактор обучения только 22 % преподавателей. Интересно, что определяя ведущий фактор проектирования профессионального обучения на уровне учебного занятия, все опрошенные выделили личностные качества педагога, его умение обеспечить контакт с аудиторией, учебное общение; часть опрошенных причислила данный фактор к решающим наряду с другими. При этом личностным особенностям студентов, их жизненному опыту придают решающее значение в проектировании обучения всего 17 % педагогов. Таким образом, в преобладающем большинстве случаев подготовка занятий по педагогическим курсам как бы обращена к самому педагогу: его профессиональным умениям и опыту. Условия же, определяющие учебную активность студентов на проектируемом занятии, их познавательную мотивацию, связываются с умением преподавателя доступно изложить материл, максимально приближая его к практике применения в будущей профессиональной деятельности студентов. Кроме того, решающим фактором активности большинство педагогов назвали характер текущего и итогового контроля знаний и умений студентов.

На вопрос о том, в какой форме возникает мысленное представление о готовящемся учебном занятии, получены разнообразные ответы. Для 33 % преподавателей проект занятия представляется в виде его цели, результата ( «разрабатывая лекцию или семинар, представляю, что получу в результате занятия, о чём задумаются студенты, чему научатся» ). Около 20 % преподавателей, распланировав занятие, представляют его как способ изложения материала, систему доказательств { «как лучше преподнести» ). Более чем для половины опрошенных разработка проекта занятия приравнивается к нахождению «главного стержня темы», «ядра темы», «акцента в изучаемом материале», при этом некоторые преподаватели отметили, что представляют себе максимальный и минимальный объём информации, которую предстоит усвоить студентам. 18 % опрошенных «видят» готовящееся занятие как его начало, обычно это - проблемный вопрос, который будет выдвинут в самом начале семинарского занятия или ключевая фраза при разработке лекции. Интересен один из комментариев к подобному ответу: «Важно продумать отправной проблемный вопрос занятия. Метод же обучения будет избираться прямо в аудитории, по ходу процесса обучения, в зависимости от ситуации. Метод - он в копилке опыта, он извлекается оперативно».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию
Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственно ...

История развития станции юных натуралистов в городе Шадринске
Первый кружок юных натуралистов в г. Шадринске был организован в Доме пионеров и школьников, открытый 5 декабря 1934 года. Руководителем кружка был назначен Юрий Петрович Аргентовский, геолог по профессии, всесторонне одаренный человек, влюбленный в природу и музыку. Под его руководством была обору ...

Источники педагогического знания в Древней Руси
Источниками педагогического знания в Древней Руси занимались такие ученые как Смирнов В.И., Ярхо В., Петров В.М., Каптерев П.Ф., Громов Н.М. и другие. Как пишет Каптерев П.Ф. «В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила с ...

Категории