Источники педагогического знания в Древней Руси

Страница 1

Источниками педагогического знания в Древней Руси занимались такие ученые как Смирнов В.И., Ярхо В., Петров В.М., Каптерев П.Ф., Громов Н.М. и другие.

Как пишет Каптерев П.Ф. «В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила специфику воспитания древних славян, но и на долгое время стала базой всей педагогической культуры русского народа. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей». В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. «Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям». Педагогические идеи, отражавшие принципы средневековой русской педагогики, дошли до нас в памятниках литературы и письменности.

Первое документальное свидетельство о начале систематического обучения детей в Древнерусском государстве содержится в "Повести временных лет" под 988 г., когда началось крещение населения. Два исторических факта - введение христианства и начало обучения - объединены сообщением о том, что великий киевский князь Владимир Святославич «начаставити по градам церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градам и селам. Послав, нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на учение книжное». В.И. Смирнов предполагает, что с тех пор на Руси существуют учебные заведения и появляются учителя-профессионалы. Учителя были как зарубежные, так и местные.

С.Д. Бабишин, ссылаясь на запись в Волгоградско - Пермской летописи за 988 г. о том, что "Князь великий Владимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте", делает, на наш взгляд, вполне обоснованный вывод: «Если учесть, что учитель занимался не более чем с 7-8 учениками, то количество педагогов в школе составляло 35-40 человек.» Заметим, что здесь речь идет только о Киевской школе, которая в XI в. уже не была единственным учебным заведением на Руси: исторические источники сообщают об открытии в 1030 г. Новгородской школы.

В.Н. Татищев сообщает о том, что Всеволод Ярославич в Переяславле, Суздале, Чернигове и Киеве « на училисча подаяния давал», а приближенный князя книжник Василий в 1097 г. посетил Владимир – Волынский «смотрения ради училисч и наставления учителей» (школьная сеть требовала государственного «смотрения» за работой учебных заведений и «наставления» учителей).

В.И. Смирнов, основываясь на этой информации, предполагает, что «наставление учителей не исчерпывалось замечаниями и рекомендациями, высказанными во время смотрения училищ — вполне вероятно, что тогда мог существовать некий свод педагогических требований и норм, выполнение-невыполнение которых становилось объектом смотрения, а также не исключалось и наличие элементарной предварительной профессиональной подготовки или самоподготовки учителей к педагогической деятельности. Он при анализе древнерусских литературных памятников, которые могли бы служить руководствами для учителей и воспитателей, исходит из того, что педагогика во все времена стремится найти и дать ответ на три главных вопроса: зачем, чему и как учить (воспитывать)? Следовательно, литература, предназначенная для учителя или используемая им в практических профессионально - педагогических целях, должна была:

раскрывать меру необходимости и возможности человека в познании себя и окружающего мира;

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Из материалов наблюдений над музыкальным развитием детей
Многие из закономерностей музыкального восприятия, рассматривавшихся в предшествующих очерках, могут быть охарактеризованы еще более полно, если для их анализа прибегнуть к методам генетического направления современной психологии. То, что в восприятии взрослого человека предстает перед исследовател ...

Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет цель перевода рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственное содержание процесса обучения. Это определяет важность и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом нео ...

Основные принципы коррекции нарушений чтения
Для коррекции нарушений чтения необходимо соблюдать принципы: Принцип комплексности речевых нарушений; Патогенетический принцип учета патогенеза - механизма нарушений; Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности; Принцип максимальной опоры на п ...

Категории