Источниками педагогического знания в Древней Руси занимались такие ученые как Смирнов В.И., Ярхо В., Петров В.М., Каптерев П.Ф., Громов Н.М. и другие.
Как пишет Каптерев П.Ф. «В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила специфику воспитания древних славян, но и на долгое время стала базой всей педагогической культуры русского народа. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей». В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. «Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям». Педагогические идеи, отражавшие принципы средневековой русской педагогики, дошли до нас в памятниках литературы и письменности.
Первое документальное свидетельство о начале систематического обучения детей в Древнерусском государстве содержится в "Повести временных лет" под 988 г., когда началось крещение населения. Два исторических факта - введение христианства и начало обучения - объединены сообщением о том, что великий киевский князь Владимир Святославич «начаставити по градам церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градам и селам. Послав, нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на учение книжное». В.И. Смирнов предполагает, что с тех пор на Руси существуют учебные заведения и появляются учителя-профессионалы. Учителя были как зарубежные, так и местные.
С.Д. Бабишин, ссылаясь на запись в Волгоградско - Пермской летописи за 988 г. о том, что "Князь великий Владимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте", делает, на наш взгляд, вполне обоснованный вывод: «Если учесть, что учитель занимался не более чем с 7-8 учениками, то количество педагогов в школе составляло 35-40 человек.» Заметим, что здесь речь идет только о Киевской школе, которая в XI в. уже не была единственным учебным заведением на Руси: исторические источники сообщают об открытии в 1030 г. Новгородской школы.
В.Н. Татищев сообщает о том, что Всеволод Ярославич в Переяславле, Суздале, Чернигове и Киеве « на училисча подаяния давал», а приближенный князя книжник Василий в 1097 г. посетил Владимир – Волынский «смотрения ради училисч и наставления учителей» (школьная сеть требовала государственного «смотрения» за работой учебных заведений и «наставления» учителей).
В.И. Смирнов, основываясь на этой информации, предполагает, что «наставление учителей не исчерпывалось замечаниями и рекомендациями, высказанными во время смотрения училищ — вполне вероятно, что тогда мог существовать некий свод педагогических требований и норм, выполнение-невыполнение которых становилось объектом смотрения, а также не исключалось и наличие элементарной предварительной профессиональной подготовки или самоподготовки учителей к педагогической деятельности. Он при анализе древнерусских литературных памятников, которые могли бы служить руководствами для учителей и воспитателей, исходит из того, что педагогика во все времена стремится найти и дать ответ на три главных вопроса: зачем, чему и как учить (воспитывать)? Следовательно, литература, предназначенная для учителя или используемая им в практических профессионально - педагогических целях, должна была:
раскрывать меру необходимости и возможности человека в познании себя и окружающего мира;
Статьи по теме:
Формирование эстетических знаний и умений как важная социально-педагогическая
проблема
В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство – чувство ценности человеческой личности. Всякое достижение имеет предысторию. Как сказал поэт И.И. Шкляревский: «Самое сильное в человеке – его начало. Оно тайно верховодит всей жизнью. Так попробуем начать с самого начала!» Состоя ...
Формирование грамматических навыков и умений. Принципы построения
содержания обучения
Функциональный подход к обучению требует соблюдения следующих принципов: 1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать-слушая, читать-читая ...
Общение
Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в о ...