Источники педагогического знания в Древней Руси

Страница 2

формулировать воспитательный идеал, определяющий содержание обучения и воспитания;

давать представление о способах организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности».

Важное значение в древнерусской педагогике придавали таким вопросам как: чему учить, какие качества, свойства и чувства следует воспитывать у растущего человека?

По мнению Петрова В.М.: «Результаты историко-педагогических исследований показывают, что содержание образования нашло в древнерусский период достаточно широкое отражение в церковно-учительной литературе, которая имела отчетливо выраженный дидактический (поучительный, назидательный, разъяснительно-наставительный) характер. С принятием в Киевской Руси христианства широкое распространение получили заимствованные из Византии сборники поучений, заметное место в которых занимали статьи педагогического характера, определяющие прежде всего цели и задачи воспитания. Примером таких сборников может служить «Изборник 1076 г.» (другое его название – «Изборник Святослава»), где помещены "Слово некоего отца к сыну, словеса душе полезная", "Стословец" константинопольского патриарха Геннадия, наставление к детям греческого царедворца V в. Ксенофонта и его жены Феодоры и др.»

Розов Н.Н. пишет, что состоящий из переводных произведений "Изборник 1076 года" открывается «Словом некоего калугера (монаха) о почитании книжном», которое является, по мнению Н.Н. Розова, «первым в истории русской книги сочинением о пользе, методах и целях чтения". Многочисленные сборники, включающие переводные произведения (чаще фрагменты из них) богословов, философов, античных писателей, определяли цель и содержание воспитания и, вероятно, могли использоваться учителями и наставниками в качестве источников педагогических знаний» Материал для этих наставлений брался чаще всего из ветхозаветных книг: «Притчей Соломона», «Премудростей Соломона», «Премудростей Иисуса».

Следует отметить, что многие из бытовавших в Киевской Руси сборников педагогических изречений активно использовались в воспитании юношества и в более поздние времена. Так, «Стословец» константинопольского патриарха Геннадия был полностью включен в Букварь 1679 г. Симеона Полоцкого.

Важный материал для изучения педагогических идеалов и целей воспитания в Древней Руси дает относящийся к 1096 г. «Поучение» великого киевского князя Владимира Мономаха. «Поучение» это написано под влиянием «Шестоднева», поучение Ксенофонта «Еже глагола к сынома своима» и «Стословца» Генадия («Изборник 1076г.») Вместе с тем было бы неправильно рассматривать "Поучение" Владимира Мономаха как прямое заимствование: в "Поучении" много самобытного, оригинального, - по мнению Громова Н.М.

Основные нравственно-педагогические максимы Мономаха выражаются в обращенном к детям страстном призыве к трудолюбию и человеколюбию. "Бога ради, не ленитесь, молю вас, - взывает к детям Мономах и далее подчеркивает, - ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию". «Не ленитесь в доме своем», «не ленитесь, на войну выйдя», «не ленитесь ни на что хорошее», - неустанно повторяет Мономах. Залогом успехов, основой достоинства и чести правителя и мужчины он считает неустанный инициативный и самоотверженный труд («смерти ведь, дети не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет»).

Большое значение Мономах придает формированию нравственных качеств личности, прежде всего - человеколюбия («убогих не забывайте, «старых чтите как отца, а молодых как братьев», "не давайте причинять вред ни своим, ни чужим").

Примечательно, что «Поучение» Мономаха – это «не набор комментированных цитат, не бесстрашная морализирование, а выстраданное автором убеждение, темпераментное, лирическое, с элементами трагизма».

По утверждению П.Ф. Каптерева, поддерживаемому целым рядом историков педагогики (в том числе современных), «в Киевской Руси были приняты в основном ветхозаветные религиозные и этико – педагогические нормы, определяющие особенности организации и осуществления воспитания в древнерусском обществе». П.Ф. Каптерев, характеризуя различия между педагогическими системами, основанными на книгах Ветхого завета и книгах Нового завета, пишет: «В педагогии Ветхого завета царит … суровый патриархат со всеми его характерными свойствами: в нем глава семьи – все, его права громадны, а все члены семьи, все домочадцы находятся в полном распоряжении домовладыки. Их личности малоценны, ничтожны. В новозаветной христианской педагогии господствуют другие начала - любви, кротости. Ценности каждой человеческой личности. Дети признаются новым заветам личностями, имеют не только обязанности, но и права». Основными религиозными книгами, которые имел в своем распоряжении древнерусский учитель, были Часослов и Псалтырь. П.Ф. Каптерев раскрывая содержание этих книг, пишет: « Часослов, по которому учились грамоте наши предки, состоял из изложения содержания и порядка служб, составленных по преимуществу из псалмов и из песнопений по образцу ветхозаветных песен. Евангельских и апостольских чтений в них мало, в них царит ветхий, а не Новый завет» .

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Образование как педагогический процесс
Отметим, что поскольку образование как предмет педагогики - это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам п ...

Проблема развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) – это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг ...

Реформа образования: тревожные тенденции
В ХХ веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. Это стало возможным благодаря созданию уникальной системы отечественного образования. Несмотря на потрясения последн ...

Категории