формулировать воспитательный идеал, определяющий содержание обучения и воспитания;
давать представление о способах организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности».
Важное значение в древнерусской педагогике придавали таким вопросам как: чему учить, какие качества, свойства и чувства следует воспитывать у растущего человека?
По мнению Петрова В.М.: «Результаты историко-педагогических исследований показывают, что содержание образования нашло в древнерусский период достаточно широкое отражение в церковно-учительной литературе, которая имела отчетливо выраженный дидактический (поучительный, назидательный, разъяснительно-наставительный) характер. С принятием в Киевской Руси христианства широкое распространение получили заимствованные из Византии сборники поучений, заметное место в которых занимали статьи педагогического характера, определяющие прежде всего цели и задачи воспитания. Примером таких сборников может служить «Изборник 1076 г.» (другое его название – «Изборник Святослава»), где помещены "Слово некоего отца к сыну, словеса душе полезная", "Стословец" константинопольского патриарха Геннадия, наставление к детям греческого царедворца V в. Ксенофонта и его жены Феодоры и др.»
Розов Н.Н. пишет, что состоящий из переводных произведений "Изборник 1076 года" открывается «Словом некоего калугера (монаха) о почитании книжном», которое является, по мнению Н.Н. Розова, «первым в истории русской книги сочинением о пользе, методах и целях чтения". Многочисленные сборники, включающие переводные произведения (чаще фрагменты из них) богословов, философов, античных писателей, определяли цель и содержание воспитания и, вероятно, могли использоваться учителями и наставниками в качестве источников педагогических знаний» Материал для этих наставлений брался чаще всего из ветхозаветных книг: «Притчей Соломона», «Премудростей Соломона», «Премудростей Иисуса».
Следует отметить, что многие из бытовавших в Киевской Руси сборников педагогических изречений активно использовались в воспитании юношества и в более поздние времена. Так, «Стословец» константинопольского патриарха Геннадия был полностью включен в Букварь 1679 г. Симеона Полоцкого.
Важный материал для изучения педагогических идеалов и целей воспитания в Древней Руси дает относящийся к 1096 г. «Поучение» великого киевского князя Владимира Мономаха. «Поучение» это написано под влиянием «Шестоднева», поучение Ксенофонта «Еже глагола к сынома своима» и «Стословца» Генадия («Изборник 1076г.») Вместе с тем было бы неправильно рассматривать "Поучение" Владимира Мономаха как прямое заимствование: в "Поучении" много самобытного, оригинального, - по мнению Громова Н.М.
Основные нравственно-педагогические максимы Мономаха выражаются в обращенном к детям страстном призыве к трудолюбию и человеколюбию. "Бога ради, не ленитесь, молю вас, - взывает к детям Мономах и далее подчеркивает, - ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию". «Не ленитесь в доме своем», «не ленитесь, на войну выйдя», «не ленитесь ни на что хорошее», - неустанно повторяет Мономах. Залогом успехов, основой достоинства и чести правителя и мужчины он считает неустанный инициативный и самоотверженный труд («смерти ведь, дети не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет»).
Большое значение Мономах придает формированию нравственных качеств личности, прежде всего - человеколюбия («убогих не забывайте, «старых чтите как отца, а молодых как братьев», "не давайте причинять вред ни своим, ни чужим").
Примечательно, что «Поучение» Мономаха – это «не набор комментированных цитат, не бесстрашная морализирование, а выстраданное автором убеждение, темпераментное, лирическое, с элементами трагизма».
По утверждению П.Ф. Каптерева, поддерживаемому целым рядом историков педагогики (в том числе современных), «в Киевской Руси были приняты в основном ветхозаветные религиозные и этико – педагогические нормы, определяющие особенности организации и осуществления воспитания в древнерусском обществе». П.Ф. Каптерев, характеризуя различия между педагогическими системами, основанными на книгах Ветхого завета и книгах Нового завета, пишет: «В педагогии Ветхого завета царит … суровый патриархат со всеми его характерными свойствами: в нем глава семьи – все, его права громадны, а все члены семьи, все домочадцы находятся в полном распоряжении домовладыки. Их личности малоценны, ничтожны. В новозаветной христианской педагогии господствуют другие начала - любви, кротости. Ценности каждой человеческой личности. Дети признаются новым заветам личностями, имеют не только обязанности, но и права». Основными религиозными книгами, которые имел в своем распоряжении древнерусский учитель, были Часослов и Псалтырь. П.Ф. Каптерев раскрывая содержание этих книг, пишет: « Часослов, по которому учились грамоте наши предки, состоял из изложения содержания и порядка служб, составленных по преимуществу из псалмов и из песнопений по образцу ветхозаветных песен. Евангельских и апостольских чтений в них мало, в них царит ветхий, а не Новый завет» .
Статьи по теме:
Требования к структурным элементам пояснительной записки
Титульный лист Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. На титульном листе приводят следующие сведения: - наименование министерства (ведомства) или другого структурного образования, в систему которого входит высшее учебное заведение; - наименование высшего учебного заведения; ...
Сущность, содержание и понятийный аппарат педагогической герменевтики
Герменевтика как общенаучная теория и практика понимания и истолкования действительности и знаний о ней, воплощённых в текстах, выдвинула целый ряд весьма привлекательных для педагогики идей, основанных на признании духовной, трансцендентной сущности человека, не познаваемой при помощи обычных трад ...
Уполномоченный по правам ребенка и его деятельность в отношении детей в
кризисной ситуации
В сентябре 1999 г. Комитетом ООН по правам ребенка рассмотрен периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993 – 1997 гг. В заключительных замечаниях Комитета на доклад особое внимание было уделено вопросам соблюдения прав детей и механизмам обеспечения неза ...