Опытная проверка предложенной методики проводилась в период с 2006 по 2007 год в городе Казани. Процесс обучения проходил в группе из четырех человек в возрасте 6-7 лет.
Основным элементом обучения ИЯ являлось взаимодействие, взаимная связь собеседников. Известно, что оно является центральным моментом общения, в том числе и иноязычного. Именно речевое взаимодействие обеспечивает как обмен информацией, так и организацию совместных действий, позволяющих реализовать общение. Взаимные действия собеседников помогают избежать их конфронтации и осуществить поиск общей позиции. Таким образом, речевое взаимодействие (взаимозависимость, взаимная активность партнеров, взаимодополнения, подсказки) и создает общение.
В связи с этим важно подчеркнуть, что при обучении общению посредством использования игровых приемов, участниками общения, а соответственно и взаимодействия на уроке, являются не только учащиеся между собой, но и учащиеся и учитель. Так как речевое взаимодействие происходит при равноправных отношениях между участниками, а отношения между учителем и учащимися носят учебный характер, то проблема создания взаимодействия на уроке является сложной, многоаспектной.
Игровой прием, использованный в эксперименте можно назвать ситуацией, в которой учитель является непосредственным участником взаимодействия, т. е. «ситуацией непосредственного взаимодействия» с учащимися. Учитель выполняет общие и специфичные функции. Среди общих функций выделяются те, которые учитель осуществляет при выборе предмета речевого взаимодействия: функцию «побудителя» и при организации совместных действий с учащимися функцию «организатора». Предмет речевого взаимодействия не только отвечает интересам учащихся, но и вызывает разнообразие мнений.
Наряду с функцией побудителя не менее важной в условиях обучения является функция «организатора» как внешнего, так и внутреннего аспектов речевого взаимодействия.
Организация внешнего аспекта речевого взаимодействия предполагает, что учитель организует совместное выполнение задания. Прежде всего, учитель создает взаимосвязь деятельности учащихся, объединенных в группу, через взаимозависимость их действий и функций. Существует несколько вариантов выполнения заданий совместно. В нашем случае это - параллельный вариант, который предполагает совместно-индивидуальное выполнение, когда каждый из участников выполняет свою часть общей деятельности отдельно, а результат является общим.
Обеспечению взаимосогласованности действий участников в данном варианте выполнения способствует выбор учителем соответствующей конфигурации
взаимодействия. Конфигурация предполагает внешнее очертание, а также взаимное расположение предметов или их частей. В учебных условиях это означает определение учителем необходимого количественного состава участников взаимодействия (учащихся и учителя) и взаимосвязи между ними. Последнее помогает учителю установить последовательность «включения» учащихся во взаимодействие. Известно, что количество учеников может влиять на активизацию взаимодействия в группе: либо подавлять его, либо стимулировать. Оптимальная величина группы для взаимодействия, по нашему мнению, составляет 4 человека. Именно в группе из четырех человек присутствует наибольшая плотность взаимодействия:
1. Наличие партнера повышает активность общающихся;
2. Указанное количество совпадает с числом лиц, входящих в так называемый круг желаемого общения;
3. Четыре – минимальное количество для создания подгрупп, положительно влияющих на ход взаимодействия.
Следовательно, в учебных условиях возможно использование группы из четырех человек.
Наряду с уточнением количественного состава участников учитель должен определить взаимосвязь ролевых функций между ними. Организация взаимосвязи ролевых функций особенно важна, так как участники владеют иностранным языком в разной степени, а также имеют неодинаковые психологические и личностные характеристики, которые влияют на активность во взаимодействии. Выявление ролевых функций связано с анализом тех ролей, которые играет человек в группе. Следует указать, что термин «роль» означает, по меньшей мере, три понятия. Это:
Статьи по теме:
Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков
Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. Известно, что главная трудность в обучении гра ...
Примеры готовых уроков для изучения курса
Урок. «Северо-запад: хозяйство.» Цели урока: Образовательная: учащиеся должны знать специфику хозяйства района, должны знать как повлиял распад СССР на положение и переориентацию производства хозяйства России; Развивающая: продолжить формирование знаний об Северо-западе; развить представления об ос ...
Педагогический труд и его особенности
Труд преподавателя – это свободный творческий труд, частица планомерно организованного в масштабах общества труда. Особенности его обусловлены спецификой учебного процесса. Педагогический процесс воплощает в себе острую, специфическую диалектику субъективного и объективного. С одной стороны, здесь ...