Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов

Теория образования » Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе » Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов

Страница 1

Опытная проверка предложенной методики проводилась в период с 2006 по 2007 год в городе Казани. Процесс обучения проходил в группе из четырех человек в возрасте 6-7 лет.

Основным элементом обучения ИЯ являлось взаимодействие, взаимная связь собеседников. Известно, что оно является центральным моментом общения, в том числе и иноязычного. Именно речевое взаимодействие обеспечивает как обмен информацией, так и организацию совместных действий, позволяющих реализовать общение. Взаимные действия собеседников помогают избежать их конфронтации и осуществить поиск общей позиции. Таким образом, речевое взаимодействие (взаимозависимость, взаимная активность партнеров, взаимодополнения, подсказки) и создает общение.

В связи с этим важно подчеркнуть, что при обучении общению посредством использования игровых приемов, участниками общения, а соответственно и взаимодействия на уроке, являются не только учащиеся между собой, но и учащиеся и учитель. Так как речевое взаимодействие происходит при равноправных отношениях между участниками, а отношения между учителем и учащимися носят учебный характер, то проблема создания взаимодействия на уроке является сложной, многоаспектной.

Игровой прием, использованный в эксперименте можно назвать ситуацией, в которой учитель является непосредственным участником взаимодействия, т. е. «ситуацией непосредственного взаимодействия» с учащимися. Учитель выполняет общие и специфичные функции. Среди общих функций выделяются те, которые учитель осуществляет при выборе предмета речевого взаимодействия: функцию «побудителя» и при организации совместных действий с учащимися функцию «организатора». Предмет речевого взаимодействия не только отвечает интересам учащихся, но и вызывает разнообразие мнений.

Наряду с функцией побудителя не менее важной в условиях обучения является функция «организатора» как внешнего, так и внутреннего аспектов речевого взаимодействия.

Организация внешнего аспекта речевого взаимодействия предполагает, что учитель организует совместное выполнение задания. Прежде всего, учитель создает взаимосвязь деятельности учащихся, объединенных в группу, через взаимозависимость их действий и функций. Существует несколько вариантов выполнения заданий совместно. В нашем случае это - параллельный вариант, который предполагает совместно-индивидуальное выполнение, когда каждый из участников выполняет свою часть общей деятельности отдельно, а результат является общим.

Обеспечению взаимосогласованности действий участников в данном варианте выполнения способствует выбор учителем соответствующей конфигурации

взаимодействия. Конфигурация предполагает внешнее очертание, а также взаимное расположение предметов или их частей. В учебных условиях это означает определение учителем необходимого количественного состава участников взаимодействия (учащихся и учителя) и взаимосвязи между ними. Последнее помогает учителю установить последовательность «включения» учащихся во взаимодействие. Известно, что количество учеников может влиять на активизацию взаимодействия в группе: либо подавлять его, либо стимулировать. Оптимальная величина группы для взаимодействия, по нашему мнению, составляет 4 человека. Именно в группе из четырех человек присутствует наибольшая плотность взаимодействия:

1. Наличие партнера повышает активность общающихся;

2. Указанное количество совпадает с числом лиц, входящих в так называемый круг желаемого общения;

3. Четыре – минимальное количество для создания подгрупп, положительно влияющих на ход взаимодействия.

Следовательно, в учебных условиях возможно использование группы из четырех человек.

Наряду с уточнением количественного состава участников учитель должен определить взаимосвязь ролевых функций между ними. Организация взаимосвязи ролевых функций особенно важна, так как участники владеют иностранным языком в разной степени, а также имеют неодинаковые психологические и личностные характеристики, которые влияют на активность во взаимодействии. Выявление ролевых функций связано с анализом тех ролей, которые играет человек в группе. Следует указать, что термин «роль» означает, по меньшей мере, три понятия. Это:

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Задачи и содержание словарной работы
В методических исследованиях одной из главных задач словарной работы справедливо признается задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся. Поскольку словарный запас языка не является механической совокупностью отдельных слов, задачу его обогащения нельзя сводить к введению в ...

Роль наглядности в обучении умственно отсталых детей
Дети с ограниченными возможностями здоровья редко имеют полноценную речь. Использование наглядных средств обучения является эффективным способом в развитии речи детей. Педагог становится посредником между ребенком и создаваемой системой взаимодействия с окружающим миром. Правильное обучение и воспи ...

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательных навыков и физических качеств ребенка, развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях, через знакомство с доступными способами его укрепления, создание эмоционально-благоприятной (по ...

Категории