Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов

Теория образования » Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе » Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов

Страница 3

Координация стратегий учащихся может носить как жесткий, так и более свободный характер, в частности, учитель дает своеобразные ориентиры, способствующие деятельности учащихся. Например: прочитайте (прослушайте); примите во внимание; сделайте вывод и т.п. Необходимо отметить, что в ситуации «косвенного взаимодействия» учитель является как координатором, так и консультантом, предлагая ориентиры для учащихся, однако при этом важно обеспечить разумную самостоятельность учащихся, поскольку в противоположном случае появляется возможность искусственного создания беспомощности обучаемых в отсутствие учителя.

В ситуации непосредственного взаимодействия учитель не только является побудителем и организатором взаимодействия, но и выполняет функцию «участника». Степень его участия может быть различной, так как он является инициатором, партнером, арбитром и т.п. Эти функции осуществляет и участник взаимодействия в естественных условиях, однако на уроке учитель учитывает возрастные особенности учащихся, степень их информированности по обсуждаемой проблеме, трудности в выражении мысли на иностранном языке и т.п. Так, учитель – инициатор начинает взаимодействие и представляет проблему как личностно значимую для учащихся, что помогает протеканию взаимодействия. Учитель-партнер должен уметь заинтересовать учащихся своей точкой зрения, уметь выслушать собеседника, понять его мысль и проявить интерес к предложенному повороту обсуждения. Учитель должен владеть лингвистическими средствами, позволяющими ему обеспечить взаимосогласованность высказываний.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Для обучения иноязычному общению с использованием игровых приемов необходимо обеспечить речевое взаимодействие его участников: учителя и учащихся. Это предполагает выбор общего предмета взаимодействия и организацию как внешнего, так и внутреннего аспектов взаимодействия;

2. Учитель должен быть не только организатором, но и непосредственным участником речевого взаимодействия с учащимися;

3. Для реализации взаимодействия с учащимися необходимо выполнение учителем следующих профессиональных функций: консультанта, координатора, организатора внутреннего и внешнего аспектов взаимодействия, инициатора, лидера и равноправного участника общения;

Успешное выполнение указанных функций при реализации речевого взаимодействия в его типичных ситуациях требует не только соответствующих личностных качеств учителя (общительности, демократичности, доброжелательности и т.п.), но и высокого уровня его профессиональной квалификации.

Выводы по главе II

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические и прикладные аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги (Амонашвили Ш. А., Зимняя И. А., Кан-Калик В. А., Леонтьев А. А. и др.). В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения иностранным языкам (Ариян М. А., Бим И. Л., Карпов А. С., Китайгородская Г. А., Маслыко Е. А., Пассов Е. И., Рогова Г. В., Тюков А. А. и др.). Учеными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса за счет активизации профессионально-личностных качеств учителя, в том числе и в обучении иностранному языку на раннем этапе с использованием игровых приемов.

В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» (В. К. Дьяченко). Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьниками речевого опыта на новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку с использованием игровых приемов предполагает взаимодействие общающихся

(учителя с учащимися и учащихся друг с другом), под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

История развития герменевтики как учения об интерпретации и понимании гуманитарных явлений
Герменевтика как учение об истолковании зародилась в Древней Греции (Hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий). Согласно античным мифам, одним из «прислужников богов», вестником их воли был легендарный Гермес, который выступал «посредником» между богами и людьми. От имени этого мифологического ...

Работа по предупреждению смешивания понятий периметра и площади
Следует отметить, что учащиеся часто смешивают понятия «площадь прямоугольника» и «периметр прямоугольника». Чтобы научить учащихся дифференцировать эти понятия, целесообразно предложить задания на нахождение периметра и площади прямоугольника одновременно. В целях систематизации знаний полезно про ...

Особенности применения соревновательного метода при обучении двигательному действию
Соревновательный метод является не лучшим средством обучения двигательному действию, так как этот достаточно сложный процесс требует сосредоточения внимания именно на выполнении техники двигательного действия, выполнения четких и точных движений. Особенно нецелесообразно применять его на первом и в ...

Категории