Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов

Теория образования » Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе » Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов

Страница 3

Координация стратегий учащихся может носить как жесткий, так и более свободный характер, в частности, учитель дает своеобразные ориентиры, способствующие деятельности учащихся. Например: прочитайте (прослушайте); примите во внимание; сделайте вывод и т.п. Необходимо отметить, что в ситуации «косвенного взаимодействия» учитель является как координатором, так и консультантом, предлагая ориентиры для учащихся, однако при этом важно обеспечить разумную самостоятельность учащихся, поскольку в противоположном случае появляется возможность искусственного создания беспомощности обучаемых в отсутствие учителя.

В ситуации непосредственного взаимодействия учитель не только является побудителем и организатором взаимодействия, но и выполняет функцию «участника». Степень его участия может быть различной, так как он является инициатором, партнером, арбитром и т.п. Эти функции осуществляет и участник взаимодействия в естественных условиях, однако на уроке учитель учитывает возрастные особенности учащихся, степень их информированности по обсуждаемой проблеме, трудности в выражении мысли на иностранном языке и т.п. Так, учитель – инициатор начинает взаимодействие и представляет проблему как личностно значимую для учащихся, что помогает протеканию взаимодействия. Учитель-партнер должен уметь заинтересовать учащихся своей точкой зрения, уметь выслушать собеседника, понять его мысль и проявить интерес к предложенному повороту обсуждения. Учитель должен владеть лингвистическими средствами, позволяющими ему обеспечить взаимосогласованность высказываний.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Для обучения иноязычному общению с использованием игровых приемов необходимо обеспечить речевое взаимодействие его участников: учителя и учащихся. Это предполагает выбор общего предмета взаимодействия и организацию как внешнего, так и внутреннего аспектов взаимодействия;

2. Учитель должен быть не только организатором, но и непосредственным участником речевого взаимодействия с учащимися;

3. Для реализации взаимодействия с учащимися необходимо выполнение учителем следующих профессиональных функций: консультанта, координатора, организатора внутреннего и внешнего аспектов взаимодействия, инициатора, лидера и равноправного участника общения;

Успешное выполнение указанных функций при реализации речевого взаимодействия в его типичных ситуациях требует не только соответствующих личностных качеств учителя (общительности, демократичности, доброжелательности и т.п.), но и высокого уровня его профессиональной квалификации.

Выводы по главе II

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические и прикладные аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги (Амонашвили Ш. А., Зимняя И. А., Кан-Калик В. А., Леонтьев А. А. и др.). В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения иностранным языкам (Ариян М. А., Бим И. Л., Карпов А. С., Китайгородская Г. А., Маслыко Е. А., Пассов Е. И., Рогова Г. В., Тюков А. А. и др.). Учеными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса за счет активизации профессионально-личностных качеств учителя, в том числе и в обучении иностранному языку на раннем этапе с использованием игровых приемов.

В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» (В. К. Дьяченко). Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьниками речевого опыта на новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку с использованием игровых приемов предполагает взаимодействие общающихся

(учителя с учащимися и учащихся друг с другом), под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Причины развития сенсорной афазии
Несмотря на такое единодушие в понимании клинических особенностей сенсорной афазии, вопрос о первичном нарушении, лежащем в основе симптомокомплекса речевых расстройств, до сих пор остается не вполне ясным. В частности, отсутствует четкость в иерархической отнесенности таких характерных для сенсорн ...

Составление и усвоение таблиц умножения и деления
В практике довольно часто можно наблюдать, что некоторые учащиеся механически зазубривают результаты табличного умножения, а забыв их, не могут прибегнуть к известным приемам вычисления. Поэтому в процессе составления таблиц и их усвоения надо стремиться развивать у детей умение пользоваться при ум ...

Цель артикуляционной гимнастики
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно , так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. В пр ...

Категории