Все опрошенные положительно ответили на вопрос о том, не возникает ли у них необходимость по-своему сформулировать тему занятия: «зачастую требуется более конкретная формулировка, чтобы увязать тему с уже пройденным материалом», «тему корректирую, когда есть возможность шире показать межпредметные связи». Однако, к сожалению, мы не получили определённых ответов, которые бы свидетельствовали о том, что педагоги соотносят научно-педагогическое знание не со смежными теориями, методиками и технологиями, заданными программой по предмету, не с достигнутым в процессе обучения уровнем знаний, умений и навыков студентов, а с индивидуально-личностными особенностями студентов, определяемыми их жизненным и духовным опытом.
Выявилось стремление преподавателей определить место изучаемого материала в системе знаний по предмету, оценить тему в целом, как бы «со стороны». При этом педагоги преследуют следующие цели:
- выделить в теме главные аспекты, наиболее выгодно показать материал;
- обнажить межпредметные связи при изучении конкретных тем;
- увязать учебный материал темы с содержанием уже пройденных;
приблизить материал к актуальным проблемам современности;
Следует выделить один из ответов на вопрос о конкретизации формулировок тем: «Конкретизирую тему лекции для подготовки студентов к восприятию последующих тем». Таким образом, в процессе проектирования обучения обеспечиваются конкретные характеристики учебно-познавательной деятельности.
Мы установили, что все опрошенные проводят выделение в учебном материале главного и второстепенного. 34 % опрошенных преподавателей выделяют в материале занятий главное для того, чтобы «сконцентрировать внимание студентов на основном вопросе, конкретностью и чёткостью обеспечить лучшее его понимание»; 42 % анкетируемых связывают выделение главных идей основных и второстепенных положений с необходимостью подчинить им все другие стороны занятий (способ доказательства, примеры и т.д.). 13% опрошенных выделяют в материале главное, чтобы сделать более чёткими выводы по занятию, когда студенты не в силах сделать это самостоятельно.
Учебный материал при проектирования обучения анализируется и оценивается в разных аспектах:
1. Определяется актуальность изучения темы занятия. Выявляется научная и практическая значимость изучаемого содержания. Знания (понятия, категории, законы, принципы) оцениваются с точки зрения их места в общей структуре изучаемой науки.
2. Выявляется основная проблема содержания темы («идейное ядро», «главный стержень», «магистральная идея», «акцент в содержании»). Оценивается проблемность темы в целом. Особое значение придаётся проблемному вопросу, выдвигаемому для рассмотрения в начале занятия.
3. Определяется последовательность основных вопросов материала, подбираются дискуссионные вопросы, наводящие, активизирующие; прогнозируются вопросы, которые могут возникнуть у аудитории, вызвать спор, дискуссию. Определяется система изложения. Способ доказательства. Составляются структурно-логические схемы изучаемого материала.
Специально отбираются примеры, связанные с опытом и знаниями студентов.
По итогам анкетирования преподавателей сделаны следующие выводы:
Статьи по теме:
Формирование грамматических навыков и умений. Принципы построения
содержания обучения
Функциональный подход к обучению требует соблюдения следующих принципов: 1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать-слушая, читать-читая ...
Зачет – как система оценивания знаний
Зачеты как форма текущей аттестации используются при оценке уровня знаний, практических профессиональных умений и навыков (компетенции) студентов, результатов выполнения студентами предусмотренных учебным планом специальности лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов), усв ...
Педагогический процесс, как целостная система
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором ...