Исходя из того, что освоение педагогического знания, достижение определённого уровня понимания во многом предопределено формой представления педагогических знаний, мы обратились к учебникам педагогики.
Учебники педагогики оценивались нами по следующим характеристикам:
- по целям, которые выдвигаются перед обучаемыми и преподавателями авторами учебников;
- по характеру содержащегося в учебниках учебного материала, соотношению в нём теоретических и эмпирических данных (представленности в них научных, философско-мировоззренческих компонентов, общекультурных сведений, материалов жизненной практики обучения и воспитания, интерпретаций педагогической проблематики в художественно-эстетическими средствами);
- по специфике вопросов и заданий, сопровождающих изложение учебного материала и задающих определённый уровень его усвоения;
- по особенностям языка учебных пособий, характеризующим соотношение в нём высокой научности и доступности.
Учебное пособие «Педагогика» под редакцией П.И. Пидкасистого ( М.: Российское педагогическое агентство, 1996 ) - это один из примеров того, как его авторы ищут новые подходы к созданию учебника нового типа. Характерно, что авторы задались целью создать учебник, работая с которым будущий учитель шёл бы по пути не пересказа и репродуктивного усвоения профессионально необходимых знаний, а прорабатывал их самостоятельно и творчески. Именно поэтому собственно педагогический материал рассматривается авторами на широком социально-историческом фоне с активным привлечением данных психологии, этнопедагогики, живых примеров из конкретной педагогической практики. В учебник включены «живые» ситуации и диалоги с детьми, которые не просто иллюстрируют теоретические положения, а обеспечивают многомерное видение студентом способов наложения контекста педагогической науки на повседневную жизненную педагогическую практику.
Кроме того все разделы учебника завершаются вопросами и заданиями, которые носят разнообразный характер, поскольку направлены как на отработку излагаемых научно-теоретических положений, так и на решение практических педагогических ситуаций.
Важно отметить, что в содержание учебника включены материалы и по вузовской педагогике, что делает данное учебное пособие универсальным.
Однако, как нам представляется, недостатком учебника является разность методических подходов и стилей изложения параграфов учебного пособия, в разработке которого принимала участие большая группа авторов. К сожалению, наряду с материалами, максимально приближенными к практике педагогической деятельности, в книге содержатся параграфы, по характеру изложения мало отличающиеся от научных трактатов.
Вместе с тем авторы учебника недостаточно задействуют уникальные возможности личного жизненного опыта обучаемых, что способствовало бы углублению познавательной мотивации и более активной выработке личностных смыслов в процессе «проживания» знания.
Проанализировав по аналогичным критериям широко используемые в практике профессиональной подготовки педагогов учебники, 1 мы пришли к заключению, что большинство из них в целом соответствуют требованиям Госстандарта, достаточно полно отражают заданный программой материал и ориентируют студентов на самостоятельную работу с учебным пособием, однако всё же не достаточно стимулируют обучаемых к диалогу с автором, не в полной мере способствуют выработке ценностного отношения к педагогическому знанию и активному «проживанию» знания, нередко эмоционально снижены, по форме изложения порой напоминают научные монографии.
Статьи по теме:
Образование в России во второй половине XVIII века
Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для ...
Централизованное тестирование в Беларуси
Централизованное тестирование — форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающи ...
Причины развития сенсорной афазии
Несмотря на такое единодушие в понимании клинических особенностей сенсорной афазии, вопрос о первичном нарушении, лежащем в основе симптомокомплекса речевых расстройств, до сих пор остается не вполне ясным. В частности, отсутствует четкость в иерархической отнесенности таких характерных для сенсорн ...