Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Теория образования » Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики » Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Страница 3

Исходя из того, что освоение педагогического знания, достижение определённого уровня понимания во многом предопределено формой представления педагогических знаний, мы обратились к учебникам педагогики.

Учебники педагогики оценивались нами по следующим характеристикам:

- по целям, которые выдвигаются перед обучаемыми и преподавателями авторами учебников;

- по характеру содержащегося в учебниках учебного материала, соотношению в нём теоретических и эмпирических данных (представленности в них научных, философско-мировоззренческих компонентов, общекультурных сведений, материалов жизненной практики обучения и воспитания, интерпретаций педагогической проблематики в художественно-эстетическими средствами);

- по специфике вопросов и заданий, сопровождающих изложение учебного материала и задающих определённый уровень его усвоения;

- по особенностям языка учебных пособий, характеризующим соотношение в нём высокой научности и доступности.

Учебное пособие «Педагогика» под редакцией П.И. Пидкасистого ( М.: Российское педагогическое агентство, 1996 ) - это один из примеров того, как его авторы ищут новые подходы к созданию учебника нового типа. Характерно, что авторы задались целью создать учебник, работая с которым будущий учитель шёл бы по пути не пересказа и репродуктивного усвоения профессионально необходимых знаний, а прорабатывал их самостоятельно и творчески. Именно поэтому собственно педагогический материал рассматривается авторами на широком социально-историческом фоне с активным привлечением данных психологии, этнопедагогики, живых примеров из конкретной педагогической практики. В учебник включены «живые» ситуации и диалоги с детьми, которые не просто иллюстрируют теоретические положения, а обеспечивают многомерное видение студентом способов наложения контекста педагогической науки на повседневную жизненную педагогическую практику.

Кроме того все разделы учебника завершаются вопросами и заданиями, которые носят разнообразный характер, поскольку направлены как на отработку излагаемых научно-теоретических положений, так и на решение практических педагогических ситуаций.

Важно отметить, что в содержание учебника включены материалы и по вузовской педагогике, что делает данное учебное пособие универсальным.

Однако, как нам представляется, недостатком учебника является разность методических подходов и стилей изложения параграфов учебного пособия, в разработке которого принимала участие большая группа авторов. К сожалению, наряду с материалами, максимально приближенными к практике педагогической деятельности, в книге содержатся параграфы, по характеру изложения мало отличающиеся от научных трактатов.

Вместе с тем авторы учебника недостаточно задействуют уникальные возможности личного жизненного опыта обучаемых, что способствовало бы углублению познавательной мотивации и более активной выработке личностных смыслов в процессе «проживания» знания.

Проанализировав по аналогичным критериям широко используемые в практике профессиональной подготовки педагогов учебники, 1 мы пришли к заключению, что большинство из них в целом соответствуют требованиям Госстандарта, достаточно полно отражают заданный программой материал и ориентируют студентов на самостоятельную работу с учебным пособием, однако всё же не достаточно стимулируют обучаемых к диалогу с автором, не в полной мере способствуют выработке ценностного отношения к педагогическому знанию и активному «проживанию» знания, нередко эмоционально снижены, по форме изложения порой напоминают научные монографии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку воз ...

Выявление исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке
Как было указано ранее, первый этап экспериментальной работы был направлен на определение исходного уровня владения детьми старшего дошкольного возраста декоративной лепкой. Для того, чтобы конкретизировать обозначенную цель, нами были сформулированы задачи: Определить степень заинтересованности де ...

Звуковые средства
Содержанием звуковых средств обучения является учебная информация, которая может быть передана посредством слова, музыки или других звуковых сигналов. Учебные радиопередачи, грамм - и магнитные записи обладают максимальными дидактическими возможностями при передаче по предметам гуманитарного цикла. ...

Категории