Г.В.Чиркина и Г.Р.Шашкина выделяют особенности в протекании мыслительных операций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - преобладание наглядно-образного мышления. Дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Может быть несколько замедлена скорость протекания мыслительных операций, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала. Интеллект детей соответствует возрастной норме .
Г.А.Волкова отмечает, что наряду с общей соматической ослабленностью детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Эти отставания проявляются в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
По мнению Л.В.Лопатиной дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Автор также отмечает недостаточную координацию пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, зацикливание на одной позе.
Г.В.Чиркина отмечает, что поведение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи может быть нестабильным, с частой сменой настроения. На занятиях дети быстро утомляются, отвлекаются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени, поэтому могут возникать трудности при овладении учебными видами деятельности. Возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно – двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения. В ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
Л.Ф.Спирова считает, что правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Так как у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается снижение фонематического слуха и восприятия, в школьном возрасте у них часто наблюдаются нарушение письма, задержка и недостатки в формировании навыка чтения. Некоторые дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи совсем не могут научиться читать, другие испытывают специфические затруднения, которые проявляются как в способе усвоения чтения и характере ошибок, так и в темпе овладения чтением, в понимании прочитанного .
Таким образом, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна сложная структура дефекта, которая включает в себя не только нарушение речевой функции, но и других познавательных процессов. Организуя коррекционную работу с детьми необходимо знать и учитывать специфические особенности познавательной сферы. Целесообразно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей.
Статьи по теме:
Подходы к организации обучения лингвострановедческой компетенции в
отечественной и зарубежной методиках преподавания иностранных языков и культур
Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным и поликультурным. Как учащиеся, так и студенты овладевают иностранными языками, читая книги, журналы на иностранном языке, получают доступ к иноязычным материалам через Интернет, слушают музыку, знакомятся с предметами и ...
Достижения успеха
Вероятность достижения успеха – это состояние, когда ребенок понимает, что все зависит только от него, что только он может повлиять на ситуацию, в противоположной же позиции ребенок считает, что от него ничего не зависит, кто-то другой определяет ситуацию, но не он. Именно с этим связаны сегодня гл ...
Искусство для «медленных» детей
В Москве существует уникальный «Театр Простодушных», в котором заняты больные синдромом Дауна. У «солнечных актеров» линии ума и сердца сливаются в одну. Этот театр работает в столице уже восьмой год. Врачи говорят, что постановки благотворно влияют на детей – они начинают лучше говорить, двигаться ...