Г.В.Чиркина и Г.Р.Шашкина выделяют особенности в протекании мыслительных операций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - преобладание наглядно-образного мышления. Дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Может быть несколько замедлена скорость протекания мыслительных операций, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала. Интеллект детей соответствует возрастной норме .
Г.А.Волкова отмечает, что наряду с общей соматической ослабленностью детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Эти отставания проявляются в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
По мнению Л.В.Лопатиной дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Автор также отмечает недостаточную координацию пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, зацикливание на одной позе.
Г.В.Чиркина отмечает, что поведение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи может быть нестабильным, с частой сменой настроения. На занятиях дети быстро утомляются, отвлекаются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени, поэтому могут возникать трудности при овладении учебными видами деятельности. Возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно – двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения. В ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
Л.Ф.Спирова считает, что правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Так как у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается снижение фонематического слуха и восприятия, в школьном возрасте у них часто наблюдаются нарушение письма, задержка и недостатки в формировании навыка чтения. Некоторые дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи совсем не могут научиться читать, другие испытывают специфические затруднения, которые проявляются как в способе усвоения чтения и характере ошибок, так и в темпе овладения чтением, в понимании прочитанного .
Таким образом, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна сложная структура дефекта, которая включает в себя не только нарушение речевой функции, но и других познавательных процессов. Организуя коррекционную работу с детьми необходимо знать и учитывать специфические особенности познавательной сферы. Целесообразно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей.
Статьи по теме:
Исследование уровня развития устной речи глухих детей младшего дошкольного
возраста
Исследование устной речи глухих детей младшего дошкольного возраста осуществлялось в рамках констатирующей части педагогического эксперимента. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития устной речи у глухих детей. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: - под ...
Анализ и обобщение педагогического опыта.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского (1918 г.р.). Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убеди ...
Лица с ограниченными возможностями в науке и спорте
Паралимпиада - олимпийские игры инвалидов - в мире считается практически таким же выдающимся событием, как и сама Олимпиада. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отн ...