Характеристика выборки и методов исследования

Страница 1

Изучение двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было проведено в октябре 2011 года на базе дошкольного учреждения № 201 г. Минска.

На первом этапе исследования была проведена диагностика, основной целью которой явилось изучение двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для реализации поставленной цели нами были определены задачи эмпирического исследования:

1) выявить особенности двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

2) определить группу детей, с которыми в дальнейшем будет проведена коррекционно-развивающая работа по развитию двигательной памяти.

Всего в диагностике участвовало 10 старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, посещающих специальную группу для детей с нарушениями речи. Из них 6 девочек и 4 мальчика. Средний возраст испытуемых составлял 5,8 лет. Обследование проводилось в индивидуальной форме.

Для исследования двигательной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста использовалась методика изучения двигательной памяти, предложенная О.В.Усовой. Целью данной методики является изучение объема кратковременной и долговременной двигательной памяти.

Стимульным материалом для исследования двигательной памяти была комбинация, состоящая из 8 движений (см. таблицу 2.1.1). Были выделены 2 условия предъявления двигательной комбинации и ее воспроизведения с учетом хранения в разных видах двигательной памяти: (1) одно предъявление и воспроизведение (хранение в кратковременной памяти), (2) воспроизведение через 10 минут после предъявления (хранение в долговременной памяти).

Таблица 2.1.1 - Описание движений при предъявлении

Исходное положение исполнителя

Движение 1

Движение 2

Движение 3

Движение 4

Движение 5

Движение 6

Движение 7

Движение 8

Лицо и тело анфас, руки вниз, ноги вместе

Правая рука в сторону на уровне плеча, ладонь обращена вверх

Левая рука в сторону на уровне плеча, ладонь обращена вверх

Правую руку согнуть в локте и положить на левое плечо

Левую руку согнуть и положить на правое плечо

Хлопок в ладоши на уровне груди

Хлопок по коленкам

Топнуть правой ногой

Топнуть левой ногой

Порядок исследования: ребенку сообщают, что ему будут показаны движения, которые он должен запомнить. Экспериментатор показывает испытуемому движения и просит воспроизвести их. Через 10 минут испытуемого просят повторить движения еще раз.

Для каждого условия воспроизведения танцевальных движений была составлена соответствующая инструкция.

Инструкция к условию 1. «Я покажу тебе движения. Посмотри внимательно, - так, чтобы запомнить их, а затем повторить».

Инструкция к условию 2. «Повтори, пожалуйста, разученные движения еще раз».

Результаты исследования заносились в протоколы (приложение А). Полученные результаты в зависимости от количества правильно воспроизведенных движений распределялись по уровням и представлялись в виде таблицы (таблица 2.1.2):

высокий уровень – 8-7 движений;

средний уровень – 6-5 движений;

низкий уровень – 4-3 движений;

очень низкий уровень – 2-1 движений.

Таблица 2.1.2 – Уровень развития двигательной памяти

Уровень развития двигательной памяти

Всего

высокий

средний

низкий

очень низкий

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Методика изучения площади в начальной школе
Площадь, одна из основных величин, связанных с геометрическими фигурами. В простейших случаях измеряется числом заполняющих плоскую фигуру единичных квадратов, т. е. квадратов со стороной, равной единице длины. Подготовка к изучению темы «Площадь» проводится в первом классе. На первом этапе фигуры ...

Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет цель перевода рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственное содержание процесса обучения. Это определяет важность и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом нео ...

Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни: она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов. Именно этот аспект и стал объектом нашего интереса. Исследование, направленное ...

Категории