Память и особенности её развития у дошкольников

Страница 3

А.М.Вейн указывает, что память сохраняет последовательность каждого элемента в сложном движении. Это относится, например, к машинальной ходьбе, когда мы идем, не обращая внимания на наши шаги. Особенность моторного вида памяти состоит в отсутствии необходимости на определенном этапе участия сознания. Иногда при внезапном выключении сознания у больных с эпилептическими припадками автоматические движения сохраняются.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим их с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Согласно мнению А.Г.Маклакова развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Оно происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

По мнению В.С.Мухиной память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Автор отмечает, что эффективность памяти в детском возрасте во многом определяется интересом ребенка к информации, причем, чем младше ребенок, тем больший объем запоминаемой информации принадлежит непроизвольному запоминанию. Поэтому в игре, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, дети запоминают много информации. Это же можно отнести и к запоминанию движений. В различных играх (особенно подвижных), на занятиях ритмики, физической культуры дети знакомятся с новыми движениями, совершенствуются в ловкости, сноровке, которые и являются признаками хорошей двигательной памяти.

Следует отметить, что в определении понятия «двигательная память» и в понимании ее сущности в литературе обнаруживаются некоторые расхождения. Одни авторы определяют ее как моторную память, другие – как память на движения. А.Бергсон был одним из первых, кто употребил термин «моторная память» (1913). Он ввел этот термин для описания памяти как «телесной привычки». «Телесная привычка», по А.Бергсону, появляется в результате повторения действий. У П.П.Блонского моторная память также определяется как «память-привычка». Она образуется в результате многократного действия стимула или частого повторения движения и не является специфически человеческой.

Несколько иное понимание моторной памяти предложил Л.А.Венгер. Он рассматривал ее как «…запоминание собственных движений человека, которое выражается в образовании навыков».

М.А.Кузнецов и Е.В.Заика (1989) отмечали, что моторная память определяется, прежде всего, объемом запоминания последовательности движений или моторных единиц. Каждая моторная единица представляет «сложное психомоторное образование» и содержит, в свою очередь, такие компоненты как: пространственную схему, программу-образ, исполнительские компоненты и корректирующие обратные связи. Посредством моторных единиц можно измерять объем моторной памяти. Другим параметром моторной памяти является точность сохранения и воспроизведения движений.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Сущность организации внеурочной деятельности с младшими школьниками
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное о ...

Дизартрия – понятие, причины возникновения, классификация клинических форм
Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson – сочленение и dys – частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает ...

Распределение материала темы на подтемы и уроки
При распределении необходимо учитывать следующие требования: - определенность и законченность содержания учебного материала каждой темы; - четкость и конкретность целей урока; - равномерность нагрузки учащихся на уроках; - взаимосвязь уроков, их логическая последовательность. Проанализировать содер ...

Категории