Память и особенности её развития у дошкольников

Страница 2

Изучению двигательной памяти, называемой иногда моторной, в психологии уделяется значительно меньше внимания, чем другим видам памяти, хотя она играет большую роль в жизни человека. А.Г.Маклаков отмечает, что без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Автор считает, что при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.

По мнению А.М.Вейна этот вид памяти очень важен для многих специальностей, требующих быстрого и точного воспроизведения сложных и тонких движений – хирургов, музыкантов, артистов балета, акробатов. Двигательная память важна для овладения профессионально-трудовыми навыками. Важную роль играют те двигательные образы, которые связаны с произнесением слов. Двигательные образы могут быть связаны с процессом писания, рисования .

Двигательная память развивается раньше других видов памяти. У ребенка она появляется уже в первые месяцы жизни. На это указывает П.П.Блонский. Он выделяет основные виды памяти, которые появляются последовательно один за другим: моторная память характерна для первого месяца жизни; затем, около 6-ти месяцев появляется аффективная память; на втором году жизни приходит очередь следующей ступени - образной памяти и гораздо позже с 3-4 лет начинает формироваться логическая память и ее развитие продолжается длительно. П.П.Блонский также говорит о том, что различные виды памяти, развивающиеся один за другим, относятся к различным ступеням развития сознания. Чем ближе к началу этого ряда, тем в меньшей степени имеет место сознание, и даже, наоборот, активность его мешает памяти.

А.М.Вейн отмечает, что первоначально двигательная память выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в первые месяцы жизни. «Солнечный луч, ударяя в первый раз в глаза новорожденного, вызывает целый ряд нестройных движений. Спустя несколько недель устанавливается некоторая координация: глаза могут фиксировать светящийся предмет и следить за его движениями». В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др.

По мнению А.М.Вейна сначала ребенок осваивает узкий круг простых движений, потом запоминание и воспроизведение движений расширяется, охватывая все более сложные движения. Движения, которые впоследствии представляются нам простыми, первоначально вырабатываются с большими усилиями. Если проследить, каким образом ребенок обучается ходьбе, письму, гимнастическим навыкам, то оказывается, что вначале он не в состоянии сосредоточить движения только в нужной группе мышц: он двигает при этом и языком, и мышцами лица, и не участвующими в актах движения конечностями. Именно благодаря упражнениям и двигательной памяти целесообразные движения усваиваются, а излишние постепенно выключаются. Благодаря накопленному опыту все наши привычные движения совершаются с большей легкостью.

Например, игра на фортепьяно. Она состоит из бесконечного количества различных сочетаний движений пальцев и зрительных впечатлений. Сначала движения совершаются медленно, затем при упражнениях начинают постепенно убыстряться, достигая большой легкости. То же самое мы наблюдаем при выполнении всех наших привычных движений: при писании, вязании.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развит ...

Искусство для «медленных» детей
В Москве существует уникальный «Театр Простодушных», в котором заняты больные синдромом Дауна. У «солнечных актеров» линии ума и сердца сливаются в одну. Этот театр работает в столице уже восьмой год. Врачи говорят, что постановки благотворно влияют на детей – они начинают лучше говорить, двигаться ...

Принципы построения внеурочной деятельности по социальному творчеству
Примерная программа внеурочной деятельности младших школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника. Принцип неадап ...

Категории