Память и особенности её развития у дошкольников

Страница 4

В.П.Озеров трактует моторную память как «психомоторную». Изучая точность воспроизведения движений, он выделил следующие параметры моторной памяти: пространственные, временные и динамические. Наибольшие трудности в точности воспроизведения заданных параметров движения вызывали временные и динамические характеристики.

Другие ученые рассматривают двигательную память как память на движения. В этом понятии акцент делается на характере запоминаемого материала – движения, образа движения и его схемы. Двигательную память как память на движения рассматривали также Е.П.Ильин, П.А.Рудик.

У П.А.Рудика память на движения определяется как «…мышечно-двигательные образы заученных движений, которые включают: мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т.д. Из этого следует, что двигательная память связана с двигательной сенсорной модальностью восприятия информации» .

В статье «Двигательная память и память на движения – синонимы?», Е.П.Ильин разводит два понятия «двигательная память» и «память на движения». «Название «двигательная память» более подходит к памяти, фиксирующей двигательные (проприорецептивные) ощущения посредством двигательного анализатора, так же как зрительная память связана с работой зрительного анализатора, слуховая – слухового анализатора и т.д. Следовательно, двигательная память должна считаться разновидностью образной памяти». Память же, связанную с запоминанием целостных двигательных актов (трудовых действий, физических упражнений, бытовых навыков), Е.П.Ильин предлагает называть «памятью на движения», аналогично тому, как по характеру запоминаемого материала говорят о памяти на цифры, буквы, фигуры, музыку и т.д. Однако следует помнить, что память на движения полимодальна, т.к. запоминание двигательных действий происходит с участием зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и двигательной памяти.

В современных учебниках по общей психологии дается следующее определение: двигательная память – это «запоминание, сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений». В данном исследовании будем придерживаться этого понятия.

Таким образом, двигательная память играет важную роль при формировании навыков ходьбы, письма, артикуляционных двигательных навыков. Она появляется в первые месяцы жизни ребенка в виде двигательных условных рефлексов. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Сначала ребенок осваивает узкий круг простых движений, потом запоминание и воспроизведение движений расширяется, охватывая все более сложные движения. Развитие памяти происходит не только в период младенческого возраста и первых лет жизни, но и в более позднее время. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

двигательный память недоразвитие речь

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Основные понятия: дифференциация, индивидуализация
Что такое дифференциация процесса обучения? В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расслоение целого на части, формы и ступени. Аналогичное определение дается и в словаре русского языка, но при этом подчеркивается, что дифференциация, тот есть расчленение, различе ...

Анализ эффективности программы по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
На первом этапе исследования была проведена диагностика, основной целью которой явилось изучение особенностей двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Полученные результаты по исследованию кратковременной двигательной памяти у старших дошкольников с ф ...

Рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе
Урочная деятельность Уроку с использованием ИКТ свойственно следующее: Ø принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; Ø управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; Ø интерактивность и диалоговый характер ...

Категории