Цель: Изучение особенностей представлений о форме, цвете и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Задачи:
1. Выявить уровень сформированности представлений о цвете.
2. Выявить уровни сформированности представлений о форме.
3. Выявить уровень сформированности представлений о величине.
В экспериментальной работе принимали участие 11 учащихся первого класса с интеллектуальным недоразвитием младшего школьного возраста, обучающиеся в школе-интернате № 10 г. Санкт-Петербурга.
Обследование учащихся проводилось в индивидуальном порядке. В каждом задании использовалась устная, доступная пониманию испытуемых инструкция. В случаи необходимости задавались уточняющие, наводящие вопросы.
Практическое исследование особенностей зрительных представлений о цвете, форме и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием состояло из 3 серий. В каждой серии использовались задания.
Первая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности зрительных представлений о цвете.
1 задание. "Узнавание и называние цветового спектра".
Цель: определение знаний цветов спектра.
Материал: карточки соответствующие цветам спектра.
Инструкция: Скажи, какого цвета эта карточка?
2задание. "Дифференциация предметов по цвету".
Цель: определить умение детей выявлять цвет как типичный признак.
Материал: предметные картинки. Карточки синего, красного, жёлтого, зелёного цвета.
Инструкция: Показ карточки определённого цвета - подбери карточки такого же цвета.
3 задание. "Составление цветоряда".
Цель: определить характер узнавания и отражения насыщенных цветов.
Материал: Лента различной цветовой насыщенности, карточки соответствующие цвету ленты.
Инструкция: составь такую же ленту.
Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки:
понимание инструкции;
знание цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый);
установление цвета как типичного признака реального предмета;
определение насыщенности цвета (светлый, темный);
Уровни |
Характеристика уровней сформированности представлений о цвете |
0 уровень (очень низкий) Отказ от выполнения заданий |
Не приступает к выполнению задания по ряду причин: не понял задания, плохое самочувствие, отсутствие интереса к заданию. |
1 уровень (низкий) Выполнено все неправильно |
Путаются в назывании цветов спектра. Ошибаются в соотнесении локальных цветов с соответствующими реальными предметами. Не соотносят цвета по насыщенности. Не различают оттенки цветов. |
2уровень (средний) Выполнено частично правильно |
Называют адекватно цвета спектра. Правильно соотносят локальные цвета с соответствующими реальными предметами. Плохо соотносят цвета по насыщенности. Выделяют усиленный и ослабленный цветовые контрасты. Выделяют только ярко насыщенные цвета. |
3Уровень (высокий) Выполнено всё правильно. |
Называют адекватно цвета спектра. Правильно соотносят локальные цвета с соответствующими реальными предметами. Правильно соотносят цвета по насыщенности. Различают оттенки цветов. |
Вторая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности представлений о форме, умений дифференцировать предметы по форме.
Предложены 3 задания, в ходе которых определяем знание детьми основных геометрических форм и соотнесение этих форм с предметным изображением.
Статьи по теме:
Особенности использования интерактивных методов на начальном этапе изучения
иностранного языка
Организация работоспособной, коммуникабельной группы особенно на начальном этапе обучения чрезвычайно важна. В группу должны входить как мальчики, так и девочки, принадлежащие к разным национальностям. Перед тем, как организовать малые группы и предложить им задания, необходимо детей тщательно подг ...
Основные дидактические теории
Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я. А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах: - всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; ...
Причины развития сенсорной афазии
Несмотря на такое единодушие в понимании клинических особенностей сенсорной афазии, вопрос о первичном нарушении, лежащем в основе симптомокомплекса речевых расстройств, до сих пор остается не вполне ясным. В частности, отсутствует четкость в иерархической отнесенности таких характерных для сенсорн ...