Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности

Страница 1

Творчество в широком смысле можно рассматривать как любую инновационную деятельность. Это самый ценный и для человека, и для общества вид досуга. Творчество подразумевает не потребление, а создание материальных и духовных ценностей. В творчестве как деятельности, главное – сам человек, его мотивы, потребности, интересы, стремления к самореализации, развитию, самосовершенствованию. Творчество всегда есть преодоление личностью себя, своей инертности, консерватизма, ограниченности. На личностном уровне творчество проявляется в повседневной и профессиональной деятельности. Всякое творчество – социально: именно в обществе развиваются и реализуются способности человека, формируется социальный спрос на то или иное новшество, удовлетворяются социальные потребности в данном новшестве, находится потребитель данного нового.

Анализируя литературу можно выделить два подхода к пониманию социального творчества:

- обществоведческое: высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия;

- педагогическое: активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности.

Социальное творчество – это такая созидательная инновационная деятельность людей в обществе, которая способствует развитию, сохранению и саморазвитию личности, социальных групп, социальных институтов, общества в целом. Но сущность социального творчества заключается в том, что всякое вновь созданное способствует удовлетворению растущих потребностей человека, организации или общества, способствует развитию экономики (в частности, росту рабочих мест) или культуры (материальной и духовной). Кроме того, в социальном творчестве отдельных личностей, организаций и общества проявляется их необходимость постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и задачам, переосмысливать видение ситуации и находить ее новые интерпретации, чтобы оставаться конкурентоспособными и жизнеспособными. В этом контексте социальное творчество – это важнейший механизм развития как личности, так и общества. Используя в своих целях информацию, энергию и вещество, человек строит свою творческую деятельность, создавая и развивая мир вокруг себя. В свою очередь, преобразовательная активность не только изменяет мир и общество в целом, но и развитие самого человека. Преображая реальность, человек постигает в себе нечто уникальное, принадлежащее только ему как живому существу, открывая простор для самореализации своего индивидуального творческого потенциала.

Социальное творчество – это такой социально-духовный феномен, который регулирует взаимодействие людей в обществе. Социальное творчество – это единство социального наследования и новаторства, создания нового и разрушение отжившего, объединение людей и соперничество, конкуренция. Без социального творчества неосуществима никакая социальная задача, никакое социальное строительство.

В основе социального творчества лежат: социальное проектирование, конструирование, программирование и планирование. Социальное творчество – целостное многоуровневое социально-духовное явление, подчиненное универсальным законам развития личности и общества; творчество человека осуществляется в определенных природных и социокультурных условиях, порожденных традициями, обычаями, психологией и менталитетом народа, культурой. Социальное творчество проявляется в умении увидеть проблему (противоречия), оценить возможность ее решения с точки зрения имеющихся в информационном поле общества репродуктивных способов и путем инсайта (озарения) найти новые решения, порождая новые культурные ценности. Свобода творчества определяется системой ценностей, в рамках которой творит человек, свободой выбора и свободой воли.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Особенности развития устной речи глухих дошкольников
Глухие дети имеют специфические особенности развития психических процессов. Изучением познавательного развития детей с нарушением слуха занимались такие ученые, как Ж.И. Шиф, Л.В. Нейман, Т.В. Розанова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др. У детей младенческого возраста с недостатками слуха развитие в ...

Организация индивидуальной работы учителя с детьми
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии ...

Методы обучения глухих дошкольников устной речи
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. В дошкольной сурдопедагогике рассматривается использование общедидактических методов для развития речи глухих детей, такие как наглядные, с ...

Категории