Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании младших школьников

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании младших школьников

Страница 6

Песен всегда создавалось множество, хотя лишь части них была суждена долгая жизнь. Но зато из лучших песен, как из песен народных, можно составить целую летопись жизни страны, жизни общества. Такой песенной летописью, запечатлевшей важнейшие события в истории нашей страны, стала российская песня.

Танец – музыкальный жанр, основанный на выразительности ритмического движения и пластики человеческого тела. Танец организован в пространстве и времени в единую композицию; танцевальный образ тесно связан с музыкой, а также с костюмом, который обусловливает характер движения и манеру исполнения.

Все имеющиеся источники – мифы, эпос, изображения и данные археологии свидетельствуют о широком распространении танцев во все времена, в том числе в странах Древнего мира. Тогда движение было непосредственным выражением сильных эмоций, чаще положительных (охваченный ликованием человек пускается в пляс; бьющая через край радость жизни, ощущение здоровья, наслаждение бытием выливаются в энергичные движения).

Много упоминаний о танцах содержится в Библии. Как и музыка, танец нередко получал космогоническую трактовку (например, по древнеиндийским преданиям мир был создан богом Шивой во время космического танца), глубокое философское осмысление ( в Древней Индии танец рассматривался как раскрытие сущности вещей) .

Изначальная функция танца – выражение эмоционального напряжения через слаженные движения. В танце и в отношении общества к танцу выражаются характер времени, дух эпохи. Подчеркнутые из трудовых и других жизненных процессов движения первобытных танцоров постепенно автономизировались и обобщались.

Танец – одно из проявлений народного творчества; в танцах каждого народа накапливались свои традиции, кристаллизировались хореографический язык, пластическая выразительность и соотношение с музыкой.

Марш – музыкальный жанр, сложившийся в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (движение войск в строю, праздничные и церемониальные шествия), один из основных прикладных (обиходных) жанров. Марш отличают особый ритм и строгая размеренность темпа, не меняющегося на протяжении всего сочинения. Музыка марша имеет бодрый, мужественный, активный характер.

Помимо организации движения марш призван вселять бодрость, поднимать дух. Еще на относительно раннем этапе своего развития марш вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к увеличению его масштабов, усложнению выразительных средств, обогащению содержания .

Происхождение марша относится к далекому прошлому. Уже в Древней Греции различные процессии, согласно сохранившимся изображениям на сосудах, сопровождались музыкой, в такт которой двигались их участники. В западной Европе в 14 – 15 века, когда «ходьба в ногу» в армии некоторых стран (Швеция, Пруссия) стала обязательной, возникла потребность в музыкальной организации шествия войск. Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья.

Основные виды современного марша: строевой, или парадный, церемониальный, марш (исполняется на парадах и в других случаях торжественного прохождения войск), походный, или скорый, марш (на строевых прогулках и праздничных шествиях), встречный марш (при встрече и сопровождении знамени, при большинстве воинских ритуалов), похоронный, или ритуальный, марш (на похоронах и при возложении венков).

Таким образом, рассмотрев материалы параграфа мы делаем следующие выводы. Музыка – это особый вид искусства, который отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. Возможности музыки по истине огромны: с особой яркостью она раскрывает внутренний мир человека; развиваясь во времени, передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках; способствует воспитанию эстетических чувств; формирует взгляды, убеждения и духовные потребности; отражает эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности, что позволяет ей раскрыть психологическое состояние людей, их характеры. С помощью музыки человек постигает мир, учится мыслить, приобщается к культуре народа. На основе этого формируется нравственная и гражданская позиция, что способствует гармоничному развитию личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Анализ результатов формирующего эксперимента
Итак, для проведения формирующего эксперимента все 50 учащихся были разбиты на две групп, равные по численности, т.е. в каждой группе было по 25 человек. Итак, формирующий эксперимент проводился с апреля по 15 мая 2009 года. При обучении математике в контрольной группе применялась стандартная, утве ...

Формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников через игровую деятельность
Сегодня перед Республикой Беларусь стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что энергоресурсы неисчерпаемы и бесконечны, научить каждого личной ответственности за их экономическую трату. Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заб ...

Отражение нравственных ценностей в произведениях В. А. Осеевой
Формирование нравственных ценностей − это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни. ...

Категории