Из различных видов эмоций музыке более всего свойственно воплощать настроения – эмоциональные состояния человека, не направленные, в отличие от чувств, на какой-либо определенный предмет: веселье, грусть, бодрость, уныние, нежность, уверенность, тревогу и т.д. Многие из эмоций располагаются на противоположных «полюсах», обусловленных отношениями удовольствия и неудовольствия, различными степенями нервного возбуждения, различием напряжения и разрешения. Таковы, например, веселье и горе.
Могущество музыки сказывается даже там, где другие виды искусства оказываются бессильными. Музыка способна уловить и запечатлеть особо тонкие изгибы и переходы эмоций.
Широко отражает музыка также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности: задумчивость, решительность, энергичность, инертность, порывистость, сдержанность, упорство, безволие, серьезность, легкомыслие и т.п. Это позволяет музыке раскрыть не только психологические состояния людей, но и их характеры.
В музыкальное содержание входят также «художественные мысли», отобранные, подобно эмоциям, и тесно связанные с последними, «прочувствованные». При этом собственными средствами, без помощи слов и других внемузыкальных факторов, музыка может выразить отнюдь не все виды мыслей. Ей не свойственны легко доступные выражению в словах конкретно предельные мысли – сообщения, содержащие информацию о каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно – образных ассоциаций. Однако музыке вполне доступны такие мысли – обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамичной стороне социальных и психических явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональным состояниям человека и общества.
Свойственные музыке обобщения, откладывают свой отпечаток на приемы ассоциативного мышления. Музыка не только информирует слушателя о заложенных в ней образах, мыслях, чувствах, настроениях, но и «заражает» ими, побуждает активность мышления. Идейное и эмоциональное понимание содержания музыкальных произведений создает почву для рассуждений и раздумий.
Музыка выполняет важные социальные функции. Отвечая многообразным потребностям общества, она соприкасается с различными видами человеческой деятельности – материальной (участие в трудовых процессах и связанных с ними обрядах), познавательной и оценочной (отражение психологии как отдельных людей, так и социальных групп, выражение их идеологии), духовно – преобразовательной (идейное, этическое, эстетическое воздействие), коммуникативной (общение между людьми). Особенно велика роль музыки как средства духовного воспитания человека, формирования убеждений, нравственных качеств, эстетических вкусов и идеалов, развитие эмоциональной отзывчивости, чуткости, доброты, чувства прекрасного, стимулирования творческих способностей во всех сферах жизни.
Музыка помогает растущему человеку постигать мир, дает пищу молодому уму, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывает чувство патриотизма, пробуждает нравственную и гражданскую активность. И в результате способствует гармоническому развитию личности ребенка.
Все эти социальные функции музыки образуют систему, которая изменяется в зависимости от общественно – исторических условий.
Важной педагогической основой реализации воспитательной функции музыки является художественная иносказательность. Музыка не учит и тем более не поучает, а «предлагает» модели эмоционально – чувственного взаимодействия с окружающим миром, вовлекает в диалог сознаний.
Свои первые шаги в приобщении к музыке ребенок делает еще до школы. Он слушает ее, смотря детские мультфильмы и передачи, где она является одним из средств эмоционального воздействия. Музыка вызывает у него чувство радости; часто ее слушание сопровождается движениями, подпеванием мелодии. Музыка развивает у ребенка эмоциональную отзывчивость, слух; он приобретает начальные навыки слушания музыки.
Статьи по теме:
Особенности развития одаренных детей в младшем школьном возрасте
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, охватывающие наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание д ...
Философия высшего образования и новые подходы к
преподаванию философских дисциплин
Реальная потребность современного общества в людях творческих, которым присуще нестандартное мышление, умение анализировать ситуацию, находить пути решения возможных жизненных проблем обусловливает новые требования и подходы к подготовке специалиста высшей квалификации, прежде всего учителя, и к са ...
Основные представления об обучении в аспекте программированного подхода
Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эф ...