Методическая разработка лекции на тему «Депрессивные состояния»

Страница 1

Так как депрессия является важнейшим фактором, негативно сказывающимся на состоянии психического здоровья как подростков, так и взрослых людей, для ее предупреждения и коррекции необходима теоретическая база. Без опоры на имеющиеся знания психокоррекция и психопрофилактика депрессивных состояний могут оказаться неэффективными, а время и усилия, необходимые для их выполнения, - затраченными впустую.

В программе курса тема «Депрессивные состояния» занимает одно из важнейших мест, ее изучению рекомендуется посвятить не менее двух занятий.

Форма организации занятия: лекция с элементами диалога. Занятие рассчитано на подготовленную аудиторию – первый курс специальности «Педагогика и психология».

Цель лекции – сформировать систему начальных представлений о проблеме депрессивности. Задачи лекции - дать интегральное определение депрессии, рассмотреть различные виды депрессии, сделать краткий обзор исследований и методов изучения депрессии, рассмотреть основные подходы к изучению депрессивных состояний, выделить особенности проявления депрессии на разных этапах развития индивида.

Современный человек живет в сложном мире. Требования от общества постоянно меняются, как меняются структуры семьи, школы. Средства массовой информации в последнее время отрицательно влияют на психику: нарушается эмоционально-волевая сфера, появляются психические расстройства, девиантное поведение. Эмоциональное неблагополучие подростка стало объектом внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Если своевременно выявить это неблагополучие, можно избежать девиантного поведения и разных трудностей в какой-либо активности подростка. Одно из самых ярких проявлений подобного неблагополучия – депрессивные состояния. Депрессия - одно из самых распространенных заболеваний в мире. Каждая пятая женщина и каждый десятый мужчина хотя бы раз в своей жизни заболевает депрессией.

Классическая депрессия - это душевное состояние, переживаемое как печаль, подавленность, тревога, ангедония (утрата способности получать удовольствие от привычных дел). К обязательным симптомам депрессии также относятся внешнее безволие, замедленность движений и замедление темпа мышления (депрессивная триада).

Невротическая депрессия - результат длительной психотравмирующей ситуации. Такая депрессия чаще всего встречается среди людей с определенными особенностями личности, например, прямолинейность, бескомпромиссность в сочетании с неуверенностью, нерешительность в определенных ситуациях.

Еще 15-20 лет назад подростковая депрессивность практически не упоминалась в литературе, чуть позже стала упоминаться, но лишь в медицинском смысле. В последние годы произошло радикальное изменение ситуации: за рубежом наблюдается значительный рост интереса к этой проблематике со стороны психологии – общей, педагогической, возрастной, клинической. Появились фундаментальные психологические труды, крупномасштабные эпидемиологические и лонгитюдные исследования. Но все же приходиться констатировать, что «белых пятен» в данной проблеме остается еще очень много. Различные аспекты депрессивных состояний представлены в отечественной литературе пока явно недостаточно, а это существенно затрудняет проведение коррекционной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Контрольный этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления младших школьников
Цель: Выявление изменения уровня развития творческого мышления и отдельных его черт после проведения обучающего эксперимента учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов. Задачи этапа: ü провести диагностики по выявлению изменений уровня развития творческого мышления и отдельных его черт у учащихся 3 «А» и ...

Основные экологические представления в курсе «Окружающий мир»
Средством воспитания и образования младших школьников начальных классов в курсе природоведения является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научиться понимать окружающий мир, цену и смысл своим поступкам и окружающих людей. Детям младшего школьного возраста свойственно ...

Формирование нравственных ценностей как основа нравственного воспитания младших школьников
Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. В Концепции Федераль ...

Категории