Методическая разработка лекции на тему «Депрессивные состояния»

Страница 4

- патологическая – встречается у людей с серьёзными психиатрическими нарушениями;

- мнимая – возникает в результате самовнушения Примерно 50% всех случаев функциональной депрессии – это мнимая, кажущаяся депрессия.

По своему происхождению депрессия может быть реактивной, то есть реакцией на душевные удары (смерть близкого человека, навалившаяся тяжелая телесная болезнь, служебная катастрофа и т. д.). Депрессия может быть органической или соматической (при каком-то повреждении мозга – травматическом, токсическом, инфекционном, при отягощенности соматическими болезнями, старостью). Может возникнуть депрессия у людей с особой предрасположенностью – в преклонном возрасте, связанная с гормональной перестройкой организма. Наконец, депрессия может возникнуть врожденно-генетически (как бы изнутри себя, без понятных причин: «эндогенная депрессия»).

Кратковременность, быстрота смены депрессивного состояния возбуждением, массивность вегетативных нарушений, школьная неуспеваемость, выраженность фиксации на своем физическом состоянии, эпизоды страха и тревоги, навязчивость, грубость, нарушение поведения.

С 1 года до 3 лет депрессия выражается в нарушении пищеварения, сна, прекращении развития. Дети выглядят грустными, отличаются маловыразительной мимикой и повышенной раздражительностью. Моторное развитие замедлено. Часто наблюдается длительное, замедленное пережевывание пищи. В игровом поведении снижаются творческие возможности и выдержка.

В дошкольном возрасте (3-6лет) депрессия проявляется в страхе, нестабильности аффекта, моторных расстройствах, в изоляции, приступах немотивированного плача, в агрессии. Дети часто проявляют свое состояние в мимике, они легко возбудимы, настроение неустойчивое. Слабая способность радоваться, чувство беспомощности и страх наказаний отражается на игре. Они меньше бегают, лазают, меньше участвуют в групповых играх. Речь и рисование развиты слабо. Сон с частыми кошмарами, трудностями засыпания, пробуждениями и страхами.

У младших школьников депрессия проявляется в робости, неуверенности, незаинтересованности в играх и учебе, приступах плача, ощущения безрадостности существования. Работоспособность периодически снижается, появляется раздражительность. Дети говорят о своей печали, суицидальных мыслях, нарушениях сна или переживаниях о том, что родители мало считаются с ними, мало уделяют внимания им. Их речь замедлена, голос монотонный и, как правило, с оттенком отчаяния. Они описывают себя негативно – как глупых и не заслуживающих любви.

С возрастом соматические жалобы отходят на второй план, в большей степени проявляется колебание настроения, отчаяние и психомоторная заторможенность. Чем ближе возрастная стадия приближается к пубертату, тем отчетливее проявляются дисгармоничность, замкнутость. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не изменится, ведут к повышенному риску суицида. Иногда человек пытается улучшить свое настроение алкоголем или наркотиками.

Для детской депрессии характерны изменения интенсивности признаков в течение дня. Колебания выраженности симптомов также зависят от жизненной ситуации. Повышенные требования приводят к усилению депрессии. Снижение требований и нагрузок ведут к исчезновению депрессивной симптоматики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Позиция учащегося и педагога в образовательном процессе
Организуя учебный процесс, педагог традиционной школы, прежде всего, озабочен содержанием своей собственной деятельности. Анализируя свои первые планы занятий, планы уроков коллег-педагогов, приходишь к выводу, что в них четко и подробно прописана только деятельность педагога. Как в плане, так и на ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 2 класса во внеклассной работе
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы проводился с целью повторного выявления уровня сформированности нравственных ценностей после проведения внеклассных мероприятий. У учащихся диагностировалась сформированность тех же ценностей, что и в начале опытно-экспериментальной работы: доброта, ...

Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях
Школа - социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа - это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образованию, однозначен: воспитать твор ...

Категории