Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы сформулирована высшая цель образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Эта цель достигается посредством нравственного воспитания. Понятие «нравственное воспитание» определяется на основе соотношения сущности таких базовых понятий, как воспитание, нравственность, мораль.
В Толковом словаре В.И. Даля: «Нрав (нравъ) – вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют дух (душу в высшем значении); ко нраву относятся как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Нравственный – добронравный, добродетельный, благонравственный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина»
Нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».
В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Мораль действует извне, ограничивая и контролируя поведения человека. Нравственность имеет противоположную направленность, изнутри человеческого сознания во внешний мир. Мораль требует от человека правильности, нравственность же побуждает его к искренней симпатии, любви.
Рассмотрим, как определяется нравственность в разных словарях. С.И. Ожегов так определял нравственность: «Нравственность − это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой дается такое определение нравственности: «1. Совокупность норм, определяющих поведения человека. 2. Поведение человека, основывающееся на таких нормах».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства . Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Убеждением Платона было: «Только нравственная жизнь делает человека истинно счастливым как в этой, так и в той жизни».
Достаточно глубоко сущность понятий «нравственность», «нравственные ценности» раскрываются в исследованиях Б.Т. Лихачёва, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского. А. Гусейнов и Г. Иррлитц раскрывают нравственность как способ социальной регуляции, ценностного отношения к миру, общественную форму отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них все предметно обусловленное содержание.
Формирование нравственности в человеке осуществляется через воспитание. Нравственное воспитание личности ребенка является одной из важнейших задач школы, главным стержнем всестороннего развития личности.
Воспитание − это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых. Воспитание предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определенное его к ним отношение.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Статьи по теме:
Лица с ограниченными возможностями в науке и спорте
Паралимпиада - олимпийские игры инвалидов - в мире считается практически таким же выдающимся событием, как и сама Олимпиада. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отн ...
Связь логического и образного мышления и обучения
Автор исходит из того, что естественный язык является базой, на которой строятся научные языки. Естественнонаучные языки, то есть естественные языки, обогащенные научной терминологией, составляют основной массив научного языка. Поэтому такие фундаментальные характеристики естественного языка, как о ...
Методическая помощь молодым учителям
Ежегодно университеты, педагогические институты и училища направляют на работу в школы страны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу. Однако бывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться в праильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник с ...