Формирование нравственных ценностей как основа нравственного воспитания младших школьников

Теория образования » Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой » Формирование нравственных ценностей как основа нравственного воспитания младших школьников

Страница 1

Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы сформулирована высшая цель образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Эта цель достигается посредством нравственного воспитания. Понятие «нравственное воспитание» определяется на основе соотношения сущности таких базовых понятий, как воспитание, нравственность, мораль.

В Толковом словаре В.И. Даля: «Нрав (нравъ) – вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют дух (душу в высшем значении); ко нраву относятся как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Нравственный – добронравный, добродетельный, благонравственный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина»

Нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».

В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Мораль действует извне, ограничивая и контролируя поведения человека. Нравственность имеет противоположную направленность, изнутри человеческого сознания во внешний мир. Мораль требует от человека правильности, нравственность же побуждает его к искренней симпатии, любви.

Рассмотрим, как определяется нравственность в разных словарях. С.И. Ожегов так определял нравственность: «Нравственность − это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой дается такое определение нравственности: «1. Совокупность норм, определяющих поведения человека. 2. Поведение человека, основывающееся на таких нормах».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства . Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Убеждением Платона было: «Только нравственная жизнь делает человека истинно счастливым как в этой, так и в той жизни».

Достаточно глубоко сущность понятий «нравственность», «нравственные ценности» раскрываются в исследованиях Б.Т. Лихачёва, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского. А. Гусейнов и Г. Иррлитц раскрывают нравственность как способ социальной регуляции, ценностного отношения к миру, общественную форму отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них все предметно обусловленное содержание.

Формирование нравственности в человеке осуществляется через воспитание. Нравственное воспитание личности ребенка является одной из важнейших задач школы, главным стержнем всестороннего развития личности.

Воспитание − это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых. Воспитание предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определенное его к ним отношение.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Условия формирования компетентностей
Как видно из предыдущих глав, в современной школе назревает необходимость в применении эффективных методов обучения, которые будут формировать у школьников знания и умения, применимые для решения задач в различных сферах практической деятельности. Непременное условие развития таких знаний и умений ...

Характеристика музыкально-театрализованной деятельности как средства речевого развития при дизартрии у детей с ДЦПдошкольного возраста
Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, в нашей стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям. Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, п ...

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
10-А класс насчитывает 29 человек. В классе 14 мальчиков и 15 девочек. Класс не переформировывался. Дети учились вместе с первого класса, что несомненно повлияло на атмосферу, которая царит в классе. Ребята очень дружны между собой. Они свободно общаются друг с другом. Успеваемость класса хорошая. ...

Категории