Формирование нравственных ценностей как основа нравственного воспитания младших школьников

Теория образования » Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой » Формирование нравственных ценностей как основа нравственного воспитания младших школьников

Страница 3

Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве − это кардинальные принципы педагогики.

Ценности включают в себя элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе (Асташова Н.А.). Основанием педагогической аксиологии послужили философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким, А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др.

Ценность с точки зрения педагогики рассматривается как психолого-педагогическое образование, в основе которого лежит отношение воспитуемого к среде и самому себе. Данное отношение представляет собой результат ценностного акта личности, который включает субъект оценки, оцениваемый объект, рефлексию по поводу оценки и ее реализации. В образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и воспитанников.

Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события, так или иначе, значимы, любое явление выполняет ту или иную роль.

С точки зрения педагогики, формирование – это процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности.

Нравственные ценности формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые, в конечном счете, и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнения. Чтобы воспитать у учеников определенные нравственные ценности, нужно ставить школьников в условия, в которых эти качества проявляются и закрепляются. Традиционно особое внимание в школе уделяется таким нравственным ценностям, как доброта, честность, уважение к старшим, дружба, отношение к труду, справедливость, отношение к родителям, природе, скромность, защита Родины, смелость, выносливость, благородство, чувство собственного достоинства, умение себя вести. Иногда дружбу относят к социальным ценностям и определяют как «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Традиционно выделяют три направления формирования нравственных ценностей: когнитивное, эмоциональное и поведенческое.

Формирование нравственных ценностей младшего школьника как сложное структурное образование, состоит из следующих компонентов, выделяющихся всеми исследователями:

• когнитивный, включающий осознание нравственных идеалов общества, принятых норм поведения и встраивание их во внутренний план;

• эмоциональный, предполагающий принятие нравственных идеалов общества на позитивном уровне;

• поведенческий, подразумевающий переживание нравственных идеалов общества как внутренней потребности.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что на формирование нравственных ценностей оказывают существенное влияние три компонента: знания, эмоции и воля. Это педагогу важно учитывать при организации работы, направленной на формирование нравственных ценностей.

Рассмотрим первый компонент. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они проявляются в жизненном опыте, продуманы и критически переработаны воспитанниками. Нравственное убеждение – это система жизненных ценностных ориентиров, которые формируются у детей в процессе переживания ими различных жизненных ситуаций как собственные выводы о правильности или неправильности поведения и отношения к другим людям и к себе.

Содержательная сторона нравственных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами знания о ценностях имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Второй компонент, как было сказано выше – это эмоции. Формирование нравственных ценностей невозможно охарактеризовать вне связи интеллектуального и эмоционального в личностной сфере.

Эмоции − это внутренняя деятельность, в которой первичная информация о действительности подвергается определенной переработке, в результате чего организм (личность) получает «аргументы к действию». Нравственные эмоции всегда связаны с нравственными ценностями. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему. Без соотнесения с ценностью объекта нельзя говорить о значимости или иных эмоций по отношению к нему. С другой стороны характеристика эмоций как своеобразных оценок действительности или, точнее, получаемой информации о ней – общепринятая точка зрения философов, физиологов и психологов. Эмоция «заинтересовано», «пристрастно» оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Педагогический процесс, как целостная система
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором ...

Как решать экспериментальные задачи
Идентификация вещества – сложная задача. Её можно решить только экспериментальным путем. Задачу, которую можно решить, только поставив опыт, называют экспериментальной задачей. Установление состава вещества или смеси веществ относят к экспериментальным задачам. Решение экспериментальных задач – это ...

Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
Социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальной развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Актуальной задачей стало формирование ...

Категории