Важное место в нашем исследовании отводится изучению средств музыки, которые, в сравнении со средствами других видов искусств, специфичны. К ним относятся музыкальные жанры. В настоящее время существуют различные классификации музыкальных жанров, в основу которых положены факторы разного порядка и, которые могут выступать в многообразных сочетаниях с разной степенью взаимной обусловленности. В параграфе рассмотрены классификации музыкальных жанров Г. Бесселера, Т.В. Поповой, В.А. Цуккермана и А.Н. Сохора.
Три основных жанра («три кита») музыки – песня, танец и марш – представляют собой наиболее легкий путь вхождения школьников в музыкальное искусство.
Обобщив выше изложенный материал, мы делаем следующие выводы. В большинстве исследований ученые рассматривают эстетическое воспитание как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В свете концепции системного понимания в структуре эстетического воспитания учеными выделены следующие задачи:
· формирование системы эстетических представлений, взглядов и убеждений;
· развитие стремления, готовность и умение вносить элементы прекрасного в жизнь;
· расширение художественного кругозора;
· эстетически воспитывать детей, развивать художественный вкус, одновременно формировать мировоззрение;
· помогать детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучая логически мыслить, осознавать виденное (В.С. Гершунский, В.Д. Семенова)
Обозначены Т.А. Ильиной, Ю.П. Сокольниковым, Ф.Ф. Королевым средства и формы эстетического воспитания:
· средства: методические рекомендации, наглядные пособия, краеведческий материал, произведения искусств, видеофильмы, природа и др.;
· формы: урок, беседы, экскурсии, творческие кружки, театральные студии, школьные вечера, олимпиады и др.
Методы эстетического воспитания показаны в трудах В.Д. Семеновой, Ф.Ф. Королева:
· демонстрация, показ или исполнение художественных произведений;
· анализ работ, разбор и оценка художественных произведений;
· сообщение искусствоведческих знаний;
· организация творческой и исполнительской деятельности учащихся.
Важное место в нашем исследовании отводится изучению критериев эстетической воспитанности, к которым относятся:
· наличие эстетических знаний;
· развитость эстетических чувств;
· наличие эстетических интересов;
· приобщенность к художественному творчеству.
Одним из наиболее значимых средств эстетического воспитания является искусство музыкальное – особая форма общественного сознания, представляющая собой образное отражение жизни.
Организуя эстетическое воспитание, необходимо учитывать психологические закономерности и возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Младшие школьники способны воспринимать произведения различных видов искусства, где не последнее место занимает музыка. Именно она оказывает огромное влияние на процесс эстетического восприятия, формирования эстетических представлений, суждений, вкусов и идеалов. Музыкально – эстетические вкусы и идеалы развиваются у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего, а наиболее интенсивный период их формирования – годы обучения в школе, где школьники имеют возможность систематически знакомиться с явлениями музыкального искусства.
Интерес к данной теме огромен. Тому свидетельство разнообразие программ по музыке, которые направлены на развитие музыкальной культуры как важнейшей и неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Возможности музыки по истине огромны: с особой яркостью она раскрывает внутренний мир человека; развиваясь во времени, передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках; отражает эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности, что позволяет ей раскрыть психологическое состояние людей, их характеры. С помощью музыки человек постигает мир, учится мыслить, приобщается к культуре народа. На основе этого формируется нравственная и гражданская позиция, что способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Статьи по теме:
К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики
Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1854–1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще законч ...
Метод варьирования текстовых задач как средство повышения
осознанности знаний учащихся начальных классов
Особую актуальность в настоящее время имеет развивающая парадигма образования. На первый план выдвигаются личностные достижения ученика, а знания рассматриваются как средство развития. Процесс обучения должен способствовать формированию осознанных и прочных знаний учащихся, которые, в свою очередь, ...
Мировоззренческие основы проблемы понимания в педагогике
Наиболее фундаментальной характеристикой современной культуры, в первую очередь европейской, является разделение знания на две сферы - естественнонаучную и гуманитарную. Между ними нет прямой логической связи, это две относительно замкнутые отрасли знания с различными исходными принципами. Данная о ...