Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании младших школьников

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании младших школьников

Страница 5

1. народно – бытовая музыка устной традиции (песенная и инструментальная);

2. легкая бытовая и эстрадно-развлекательная музыка – сольная, ансамблевая, вокальная, инструментальная, джаз, музыка для духовых оркестров;

3. камерная музыка для малых залов, для солистов и небольших ансамблей;

4. симфоническая музыка, исполняемая большими оркестрами в концертных залах;

5. хоровая музыка;

6. музыкальные театрально–драматические произведения, предназначенные для исполнения на сцене.

Дополнительным способом классификации для Т.П. Поповой было деление всех жанров на вокальные и инструментальные, что тоже связано с особенностями бытия музыки, с формами ее конкретного воплощения.

Иной принцип положил в основу классификации жанров В.А. Цуккерман. В качестве главного выбран критерий содержания. В соответствии с ним выделены три основные жанровые группы:

1. лирические жанры (например, песня, романс, ноктюрн, колыбельная, поэма, серенада);

2. повествовательные и эпические жанры (например, былина, гимн, баллада, увертюра);

3. моторные жанры, связанные с движением (например, плясовая песня, танец, марш, этюд).

А.Н. Сохор, полемизируя с В.А. Цуккерманом, в качестве основного критерия снова берет условия бытования, обстановку исполнения. А.Н. Сохор выделяет четыре основные группы, причем, чтобы не игнорировать другие критерии, каждую группу в отдельности характеризует и по особенностям музыкального языка и формы, и по содержанию.

1. Культовые и обрядовые жанры. Это молитвенные песнопения, месса, реквием и т.д.

2. Массово – бытовые жанры. Это песня, танец, марш со всеми их разновидностями.

3. Концертные жанры. Это симфония, соната, квартет, кантата, романс и т.д., то есть все жанры, исполнение которых требует концертного зала.

4. Театральные жанры – опера, балет, оперетта, музыка драматического театра.

Нетрудно видеть, что первая и вторая группы соответствуют обиходным жанрам (по систематике Бесселера), а третья и четвертая – преподносимым.

Итак, мы видим, что системы классификации музыкальных жанров во многом определяются тем, какие критерии их разграничения и объединения выбираются для этой цели.

В основу новой программы музыкального обучения Д.Б. Кабалевский положил три основных жанра («три кита») музыки – песню, танец, марш. Благодаря этим «китам» ставшим всемирно известными, по мнению композитора, достигалась связь многообразного здания музыки с интересами детей, с народной почвой. Это давало возможность уже первоклассникам без особых усилий входить в любую область музыкального искусства со всеми звеньями изучаемой в школе истории человечества.

Песня – наиболее распространенный музыкальный жанр, истоки которого уходят в далекую древность.

Различают народную и авторскую (профессиональную) песни. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своем творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются. Песни различаются также по складу, формам исполнения, сфере бытования и т.д. (лирическая и гимническая, одноголосая и многоголосая, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песня для профессиональных певцов и для массового исполнения и т.п.) .

Песне свойственен особый тип связи музыки и слова. Тексты песен обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают четкость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы) .

Мелодия песни является обобщенным, итоговым выражением образного содержания текста в целом. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке - и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном – припевом). Внутреннее расчленение музыкальной строфы (куплета) соответствует расчленению строфы поэтической.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Теория субъекта – основа методологии исследования субъектности
Современная наука анализирует проблему человека не только в русле биологического и социального, но и в контексте взаимосвязи объективного и субъективного. Педагогическая интеграция научного знания о человеке заключается в отражении реальных связей соотношения «человек – мир» в процессе образования, ...

Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме
Цель: оценка и коррекция уровня сформированности фонематических процессов дошкольников старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием. Задачи: Определить уровень сформированности фонематических процессов дошкольников старшей группы с ФФН и с нормальным речев ...

Межкультурное обучение: проблема целей и содержание обучения иностранным языкам
В конце 90-х годов в отечественную методику прочно вошло понятие “межкультурная компетенция” как показатель сформированности способности человека эффективно участвовать в межкультурной коммуникации и как важная категория новой научной парадигмы. Обращение к новой научной парадигме в лингвистике обу ...

Категории