Уполномоченный по правам ребенка и его деятельность в отношении детей в кризисной ситуации

Теория образования » Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях » Уполномоченный по правам ребенка и его деятельность в отношении детей в кризисной ситуации

Страница 1

В сентябре 1999 г. Комитетом ООН по правам ребенка рассмотрен периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993 – 1997 гг. В заключительных замечаниях Комитета на доклад особое внимание было уделено вопросам соблюдения прав детей и механизмам обеспечения независимого контроля в этой сфере.

Конституция Российской Федерации, закрепив соблюдение прав человека в качестве одного из важнейших приоритетов в деятельности российского государства, предоставила людям достаточно широкие возможности для самостоятельной защиты прав и свобод. Россия является участником ряда международных конвенций, предусматривающих различные механизмы защиты прав человека, ставшие теперь доступными и для граждан нашей страны. Обеспечение соблюдения прав детей является одним из направлений правозащитной деятельности, как государства, так и общественных объединений.

Россия, как ни одна страна в мире располагает разветвленной, сложившейся в течение длительного времени структурой органов, имеющих право контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных – органы образования, здравоохранения и пр., так и надведомственных – органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, институт уполномоченного по правам человека), компетенция которых в этой части закреплена в законах или иных нормативных правовых актах. Реальное положение дел свидетельствует о недостаточности и неэффективности такого контроля.

Наряду со структурами государственной власти, в компетенцию которых входят вопросы, касающиеся различных аспектов положения детей, в этой сфере начинают активно действовать другие субъекты гражданского общества, прежде всего неправительственные организации, которые все чаще поднимают вопрос о необходимости внедрения механизмов независимого контроля за положением детей и соблюдением их прав.

Специального внимания требует организация независимого контроля в отношении обеспечения прав таких категорий детей, как дезадаптированных детей, детей из малообеспеченных, неполных семей, беспризорников и т.д. Это те категории детей, чьи права могут быть ущемлены в наибольшей степени. Именно к такой категории относятся дети, находящиеся в стационарных учреждениях, реабилитационных центрах.

Независимый контроль может осуществляться и осуществляется как специализированными государственными органами, так и общественными объединениями. Причем имеются различные формы и методы данного контроля. Естественно, создание внешнего (по отношению к системе, в которую входят упомянутые стационарные учреждения) контроля вовсе не делает лишними внутренние (ведомственные) контрольные функции. Однако внешний контроль позволяет во многих случаях обнаруживать недостатки, незаметные изнутри ведомства, а также решать возникающие конфликты между детьми и учреждениями.

Одной из форм независимого контроля за соблюдением прав детей в мировой практике является учреждение поста уполномоченного (омбудсмена) по правам ребенка.

В 1998 году Министерство труда и социального развития совместно с субъектами Российской Федерации при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) приступило к реализации пилотного проекта по введению института уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне.

Позитивная позиция ряда губернаторов, реально оценивающих положение дел в сфере соблюдения прав детей, и, прежде всего, права на защиту ребенка в кризисной ситуации, на защиту от насилия, дискриминации, право на уважение мнения ребенка, позволила приступить к реализации проекта по введению уполномоченного по правам ребенка в пяти регионах Российской Федерации (Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, г. Санкт-Петербурге, г. Екатеринбурге).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Структура методической работы
Внутришкольные методические объединения наиболее известная форма помощи учителям. Внутришкольной методической работой руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а руководителями методических объединений назначаются лучшие учителя, мастера педагогического дела, пользующиеся у к ...

Самоанализ урока технологии Тема урока: Строгание древесины
Цель урока: «Изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания. Способствовать развитию интеллектуальных качеств личности, формированию умений и навыков работы с инструментом. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности». Считаю, что ком ...

Качество результатов деятельности
Говоря о достижениях педагогов, нельзя не сказать о достижениях детей. По результатам выполнения детьми программы «Радуга» за 2008 – 2009 учебный год выявлена положительная динамика развития детей всех возрастных групп. Она составила в среднем 33%. Дети детского сада участвуют в различных конкурсах ...

Категории