Разрабатывается творческая программа по правовому обучению детей, оказавшихся в кризисной ситуации.
В городе Екатеринбурге уполномоченный проводил прием не только детей, но и лиц, представляющих их интересы. Обращения чаще всего были по следующим вопросам:
- нарушение прав детей в семье, распространенность насилия;
- жалобы родителей и самих детей, обучающихся в образовательных учреждениях (от детских садов до вузов);
- нарушение прав детей сотрудниками ОВД в период задержания, ведения следствия, нахождения в СИЗО;
- нарушение имущественных прав детей;
- отсутствие работы и системы обеспечения подростка рабочими местами;
- задержка выплат государственных пособий семьям, имеющим детей и др.
За 2000 год в результате ряда проверок, к проведению которых уполномоченным привлекались компетентные службы Екатеринбурга, уволены два педагога и два руководителя образовательных учреждений: руководители – за нарушение прав детей в области образования и систематическое невыполнение своих обязанностей. Педагоги – за непедагогические меры воздействия, унижение чести и достоинства детей.
Проведено большое количество встреч с педагогическими коллективами, учащимися. По просьбе благотворительного Фонда «Дети Южного Урала» проведено три встречи в г. Челябинске, встречи с сотрудниками ГУВД Екатеринбурга по координации усилий в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей, выводу детей из кризисной ситуации.
Как мы видим, деятельность уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена) в различных регионах различна. Тем не менее, их опыт позволяет вычленить главное и общее, что должно, по мнению уполномоченных, присутствовать в их работе на сегодняшний день. Это:
ü право беспрепятственного доступа к детям, в том числе, а может быть, и, прежде всего, к детям, находящимся в детских учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности, с целью выявления нарушений прав детей;
ü право на обращение в различные органы власти для устранения выявленных нарушений прав детей в сочетании с обязанностью этих органов немедленно отреагировать на обращение уполномоченного и принять меры к устранению нарушения прав детей или конкретного ребенка;
ü предоставление возможности самим детям обратиться к уполномоченному, что способствует наиболее полному учету интересов и потребностей детей;
ü пропаганда идей Конвенции о правах ребенка, информирование детей и взрослых о правах детей в соответствии с Конвенцией.
ü Подготовка предложений по улучшению положения в сфере соблюдения прав детей.
Очень важно, что работа уполномоченных способствует активизации усилий всех органов власти и административных структур, занимающихся различными вопросами обеспечения жизнедеятельности детей, объединению усилий государственных и общественных организаций, повышению правовой культуры в обществе, расширению детьми знаний своих прав. Также, несмотря на короткий период деятельности, работа уполномоченных позволила высветить ряд острых проблем в положении детей, которым ранее не уделялось внимание.
Описанный опыт работы региональных уполномоченных по правам ребенка чрезвычайно важен. Уполномоченный работает внутри исполнительной ветви власти, в силу чего может проще и эффективнее добиваться исполнения своих решений. В этом, безусловно, сильная сторона института административного уполномоченного.
Статьи по теме:
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Амонашвили Шалва Александрович — академик РАО, известный советский и грузинский педагог — ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педа ...
Внедрение и обработка результатов
Основной целью опытно-поисковой работы является проверка выдвинутой гипотезы. Опытно-поисковая работа осуществлялась в ходе освоения учащимися курса «Технология швейных изделий» и проводилась в несколько последовательных этапов: подготовительный (констатирующий), внедренческий (преобразующий), итог ...
Пути формирования мотивации
Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет ...