Особенности развития детей дошкольного возраста

Страница 1

В данном параграфе следует подробно изучить материал, освещающий переход детей от раннего детства к дошкольному возрасту и выявить общие условия развития ребенка-дошкольника, поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является, в нашем понимании, проявлением проистекающих на данном этапе психологических процессов.

Л. С. Выготский в своей книге «Психология развития ребенка» утверждает, что, подходя к изучению каждого возраста, и раннего детства в том числе, раньше всего надо спросить, какие новообразования возникают в данном возрасте, т.е. что в процессе развития на данной ступени созидается нового, не бывшего на предыдущих ступенях, ибо сам процесс развития заключается, по-видимому, в первую очередь в этом возникновении новых образований на каждой ступени процесса. Новообразования возникают к концу каждого возраста, представляя собой результат происшедшего в этот период развития. Задачей анализа является, во-первых, прослеживание пути, генезиса новообразования, во-вторых, описание самого новообразования и, в – третьих, установление связи между новообразованием и последующими этапами развития. Что является центральным новообразованием раннего детства, т.е. что же созидается в развитии и что, таким образом, закладывается как фундамент для последующего развития? Это, по мнению автора, и есть центральный вопрос. Для того, чтобы подойти к решению вопроса, Л. С. Выготский излагает материал на данную тему и рассматривает некоторые важнейшие проблемы этого вопроса с тем, чтобы сделать потом из них выводы.

Ученый, прежде всего, останавливается на отношении ребенка к внешней действительности, к внешней среде. Тут есть ряд моментов, которые автор считает необходимым охарактеризовать для того, чтобы представить себе отношение ребенка к внешней действительности на этой ступени развития. Своеобразное отношение ребенка к ситуации является хорошо экспериментально показанным, в смысле его поведения и действования в ней.

Структурный психолог К. Левин пытался дать теорию своеобразного поведения ребенка раннего возраста во внешней ситуации. В чем главнейшие черты, характеризующие поведение ребенка? Это Situationsgebundheit и Feldmässigkeit, т.е. связанность самой ситуацией. Ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определено ситуацией, входит в нее как какая-то ее динамическая часть. А под Feldmässigkeit Левин имеет в виду всякую ситуацию, которая структурной психологией рассматривается как поле деятельности человека и деятельность человека рассматривается в связи со структурой этого поля. Действия ребенка, по мнению Левина, на этой стадии развития – всецело абсолютно «полевые» действия, т.е. исключительно приноровленные к структуре того поля, в котором сейчас протекает действование в воспитании ребенка.

Эксперимент показывает, в чем это заключается: от каждого предмета исходит как бы аффект, притягательный или отталкивающий, побуждающая мотивация к ребенку. Каждый предмет «тянет» ребенка к тому, чтобы он его потрогал, взял в руки, пощупал или, наоборот, не касался его; предмет приобретает то, что Левин называет Aufforderungscharakter - известный повелительный характер. Всякой вещи присущ какой-то аффект, настолько побудительный, что он приобретает для ребенка характер «принудительного» аффекта, и поэтому ребенок в этом возрасте находится в мире вещей и предметов, как бы в силовом поле, где на него действуют все время вещи, притягивающие и отталкивающие. У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Как образно говорит Левин, лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней; дверь – чтобы он её закрыл и открыл; колокольчик – чтобы он его позвонил; коробочка – чтобы он ее закрыл и открыл; круглый шарик – чтобы он его покатил. Словом, каждая вещь заряжена для ребенка в этой ситуации такой аффективной притягивающей или отталкивающей силой, имеет аффективную валентность для ребенка и соответствующим образом провоцирует его на действование, т.е. направляет его.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Общая характеристика математики Л.Г. Петерсон
Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Реализация этой цели требует выполнения таких задач: ...

Основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Лингвистические основы изучения имени прилагательного В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи. Авторы “Русской грамматики” дают такое определение: “Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный п ...

Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания
Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка так ...

Категории