Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности. Методами эмпирического исследования являются наблюдение, изучение педагогического опыта, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, изучение продуктов педагогической и творческой деятельности, метод экспертов и др.
Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии, в педагогической практике эмпирический метод изучения человека. Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение.
Виды наблюдений
НАБЛЮДЕНИЕ
В зависимости открытое лонгитюдное С точки зрения
от позиции периодическое хронологической
наблюдателя скрытое одиночное организации
наблюдения
В зависимости пассивное
от активности в клинических условиях
наблюдателя активное в естественных условиях
в лабораторных условиях
В зависимости случайное включенное
регулярности систематическое невключенное
![]() |
По упорядоченности случайное
Статьи по теме:
«Успех» и «достижение»
Успешный результат деятельности, переживаемый растущим человеком как индивидуальное достижение, окрыляет его, вселяет ему веру в себя, в свои силы и возможности; вдохновленный успехом ребенок берется за выполнение более сложного дела, действует увереннее, проявляет инициативу, творчество и изобрета ...
Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование у ребенка социальных способностей и навыков, определяющих становление базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», социально-коммуникативной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на ...
Опыт организация деятельности учреждений дополнительного образования на примере
Астраханского областного эколого-биологического центра
На сегодняшний день в Астраханской области система дополнительного образования детей представлена ярким многообразием учреждений спортивного, технического, художественно-эстетического, социально- педагогического, а также эколого-биологического, туристско-краеведческого и военно-патриотического напр ...