Коэффициент корреляции равный 1 свидетельствует о наличии функциональной связи. Если изменение одного фактора не влияет на величину другого, то связь отсутствует, т.е. данные факторы между собой нейтральны.
Ранговая корреляция Спирмена (корреляция рангов) является одним из наиболее простых способов установления меры связи между факторами. Само название метода указывает на то, что связь определяется между рангами, т.е. рядами полученных количественных значений, ранжированных в убывающем или возрастающем порядке. Следует иметь в виду, что, во-первых, ранговую корреляцию не рекомендуется проводить, если связанных пар меньше четырех и больше двадцати; во-вторых, ранговая корреляция позволяет устанавливать связь и в том случае, если значения носят, так сказать, полуколичественный характер, т.е., не имея числовых выражений, отражают четкий порядок следования этих величин; в-третьих, ранговую корреляцию целесообразно применять в тех случаях, когда достаточно получить лишь приблизительную информацию.
Чтобы рассчитать коэффициент ранговой корреляции, необходимо:
расположить количественные значения причинного фактора в убывающем (возрастающем) порядке; например, для установления влияния уровня физической работоспособности лыжников (причинный фактор), выявленного при помощи дозированной нагрузки на велоэргометре, на результат в гонке на 15 км (следственный фактор) уровень физической работоспособности ранжировался (Г.И. Мызан, 1974) в убывающем порядке (колонка "А");
параллельно первому ряду записать соответствующие значения следственного фактора, в данном случае - результат в гонке на 15 км (колонка "Б"); порядок значений этого фактора будет подчинен порядку значений причинного фактора, а поэтому может не подчиняться принципу возрастания или убывания;
ФР170, кГм/мин/кг |
Результат гонки, мин |
Ранги |
Разность рангов |
Квадрат разности рангов | |
ФР170 |
результат | ||||
А |
Б |
а |
б |
d = а - б |
d 2 |
24,8 |
63 |
1 |
2 |
-1 |
1 |
24,2 |
61 |
2 |
1 |
+1 |
1 |
24,0 |
72 |
3 |
5 |
-2 |
4 |
20,4 |
71 |
4 |
4 |
0 |
0 |
20,1 |
70 |
5 |
3 |
+2 |
4 |
19,0 |
82 |
6 |
10 |
-4 |
16 |
17,5 |
77 |
7 |
7 |
0 |
0 |
17,2 |
75 |
8 |
6 |
+2 |
4 |
16,8 |
79 |
9 |
8 |
+1 |
1 |
16,3 |
81 |
10 |
9 |
+1 |
1 |
n = 10 |
|
Статьи по теме:
Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей
при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе
Как было отмечено в параграфе 1.2., работа с произведениями В.Осеевой в начальной школе может быть эффективным средством формирования нравственных ценностей. Большими возможностями для использования произведений В. Осеевой с целью формирования у младших школьников нравственных ценностей обладает вн ...
Задачи и функции средств обучения
Применение средств обучения коренным образом изменят структуру урока, помогает с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение, сократить время на передачу информации и контроль за ее ...
Развитие математического мышления учащихся посредством
решения эвристических задач
На первых занятиях для самостоятельного решения всем детям предлагалась одна и та же задача. После того как дети познакомились с особенностями решения задач каждого вида, методика работы была изменена. На последующих занятиях раздавались индивидуальные карточки, например: Карточка-задание № 1 1. В ...