Корреляция и непараметрические критерии различия в педагогических исследованиях

Теория образования » Корреляция и непараметрические критерии различия в педагогических исследованиях

Страница 2

Коэффициент корреляции равный 1 свидетельствует о наличии функциональной связи. Если изменение одного фактора не влияет на величину другого, то связь отсутствует, т.е. данные факторы между собой нейтральны.

Ранговая корреляция Спирмена (корреляция рангов) является одним из наиболее простых способов установления меры связи между факторами. Само название метода указывает на то, что связь определяется между рангами, т.е. рядами полученных количественных значений, ранжированных в убывающем или возрастающем порядке. Следует иметь в виду, что, во-первых, ранговую корреляцию не рекомендуется проводить, если связанных пар меньше четырех и больше двадцати; во-вторых, ранговая корреляция позволяет устанавливать связь и в том случае, если значения носят, так сказать, полуколичественный характер, т.е., не имея числовых выражений, отражают четкий порядок следования этих величин; в-третьих, ранговую корреляцию целесообразно применять в тех случаях, когда достаточно получить лишь приблизительную информацию.

Чтобы рассчитать коэффициент ранговой корреляции, необходимо:

расположить количественные значения причинного фактора в убывающем (возрастающем) порядке; например, для установления влияния уровня физической работоспособности лыжников (причинный фактор), выявленного при помощи дозированной нагрузки на велоэргометре, на результат в гонке на 15 км (следственный фактор) уровень физической работоспособности ранжировался (Г.И. Мызан, 1974) в убывающем порядке (колонка "А");

параллельно первому ряду записать соответствующие значения следственного фактора, в данном случае - результат в гонке на 15 км (колонка "Б"); порядок значений этого фактора будет подчинен порядку значений причинного фактора, а поэтому может не подчиняться принципу возрастания или убывания;

ФР170, кГм/мин/кг

Результат гонки, мин

Ранги

Разность рангов

Квадрат разности рангов

ФР170

результат

А

Б

а

б

d = а - б

d 2

24,8

63

1

2

-1

1

24,2

61

2

1

+1

1

24,0

72

3

5

-2

4

20,4

71

4

4

0

0

20,1

70

5

3

+2

4

19,0

82

6

10

-4

16

17,5

77

7

7

0

0

17,2

75

8

6

+2

4

16,8

79

9

8

+1

1

16,3

81

10

9

+1

1

n = 10

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Программа по формированию мотивации учения
«Познай себя и сделай первый шаг» Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя. Франсуа Вийон Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современно ...

Нравственные заветы Древней Руси
Данным вопросом занимались следующие ученые: Модзалевский Л. Н., Лещинский В. И. , Заварзина Л. Э., Смирнов В.И., Ярхо В., Лихачев Д.С. и др. По их мнению литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, ...

Особенности кровообращения и дыхания
В младшем школьном возрасте кровь по количеству и составу отличается от взрослого организма. Количество крови в период младшего школьного возраста (в 11 лет - 8% от массы тела, у взрослых - 5-8%). Величина ЧСС очень лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эм ...

Категории