обозначить цифрами порядковые места значений причинного фактора (колонка "а"); естественно, что раз значения этого фактора расположены в убывающем порядке, то цифры порядковых мест будут расположены в возрастающем порядке; если количественные показатели того или иного фактора оказываются одинаковыми, то их порядковые места обозначаются тем числом, которое составляет среднюю арифметическую величину их порядковых мест;
обозначить цифрами порядковые места значений следственного фактора (колонка "б");
подсчитать число коррелируемых парных значений (n); в данном примере их 10;
вычислить разность рангов (d = а - б) с сохранением соответствующего знака; в данном примере: 1 - 2 = - 1 и т.д.;
вычислить квадрат разности рангов (d2); в данном примере: - 12 = 1 и т.д.;
вычислить сумму квадратов разности рангов (Sd2); в данном примере она равна 32;
вычислить коэффициент корреляции рангов ρ по формуле:
произвести оценку вычисленного коэффициента, т.е. установить, во-первых, существует ли статистически достоверное различие между полученным значением коэффициента и нулем; во-вторых, проявятся ли выявленные связи (или их отсутствие), если коэффициент корреляции будет рассчитываться по тем же самым признакам, но на других группах исследуемых или на тех же самых группах, но в других условиях; значимость коэффициента корреляции рангов определяется двумя путями:
а) путем сравнения с принятыми уровнями меры количественной связи; в данном примере величина коэффициента корреляции, равная 0,807, говорит о сильной мере количественной связи;
Критические значения коэффициентов корреляции рангов Спирмена (ρ)
Число коррелируемых пар, n |
Уровень значимости, P | |
0,05 |
0,01 | |
4 |
1,000 |
- |
5 |
0,900 |
1,000 |
6 |
0,329 |
0,943 |
7 |
0,714 |
0,893 |
8 |
0,643 |
0,833 |
9 |
0,600 |
0,783 |
10 |
0,564 |
0,746 |
12 |
0,506 |
0,712 |
14 |
0,456 |
0,645 |
16 |
0,452 |
0,601 |
18 |
0,399 |
0,564 |
20 |
0,377 |
0,534 |
22 |
0,359 |
0,508 |
24 |
0,343 |
0,485 |
26 |
0,329 |
0,465 |
28 |
0,317 |
0,448 |
30 |
0,306 |
0,432 |
Статьи по теме:
Пути формирования мотивации
Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет ...
Сущность, задачи и основные направления нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляц ...
Запреты-обереги, приметы, связанные с домашними животными
1. Оленя, собаку нельзя мучить, плохо обращаться – это грех. После этого сам будешь мучиться. 2. Оленя бить по голове – большой грех, сам заболеешь. 3. Собаки долго воют – плохая весть, кто-то умрёт. 4. Нельзя собаку снеговыбивалкой отряхивать от снега – будет пурга. 5. Когда во время охоты твоя со ...