Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Страница 2

При усвоении букв могут быть следующие нарушения чтения:

1. Полное незнание букв.

2. Называние букв несоответствующими сочетаниями звуков (А называют уо) или словами, начинающимися с соответствующих звуков (например, буква К называется кошка, Д - дом, Ё - ёжик).

3. Незнание большого количества букв. Исключение составляют буквы, обозначающие гласные и некоторые длительные согласные звуки.

4. Замены сходных по начертанию букв (Т-Г, В-Б, П-Н, Т-Н и т.д.); замены букв, обозначающих звонкие и глухие согласные звуки (З-С, Б-П, Д-Т: коза-коса, бочка-почка, таскает-даскает, моет-моед и т.д.)

5. Недифференцированные замены букв (Д-Г, Ы-О, Х-К и т.д.)

При чтении изолированных слогов возможны ошибки:

1) Побуквенное чтение слогов без последующего слияния (ба – "б, а"), с последующим слиянием звуков (са – "с, а - са"; ну – "н, у – ну").

2) Замены слогов другими слогами, отличающимися лишь гласными звуками, при этом слоги читаются слитно (ро как "ру", но как "ну", жу как "жа"), замены слогов слогами с гласным "а", при этом согласный звук читается без ошибки (ро как "ра", ну как "на", зы как "за").

3) Замены согласного звука в слоге. Гласный звук воспроизводится правильно, слоги читаются побуквенно с последующим слиянием, все буквы читаемого слога называются правильно. Однако при последующем слитном их воспроизведении согласный звук слога заменяется. Замены носят недифференцированный характер (ру как "р, у-ну", ду как "д, у-бу", ха как "х, а - на"). Аналогичное искажение встречается и у детей в норме при слитном прочтении слогов – происходит недифференцированная замена согласных (то как "го", па как "ба", ру как "ну", ха как "на").

3) Замены слогов с твердыми согласными слогами с мягкими согласными звуками (например, ру как "рю", ро как "рё", ту как "тю").

При чтении слов наблюдаются следующие нарушения:

1) Побуквенное чтение слогов в слове с последующим слиянием их воспроизведения (р, у – ру; к, а – ка). Прочитанное таким способом слово осмысливается.

2) Побуквенное чтение слов с последующим слиянием, но без их осмысления, прочитанное слово не соотносится с его значением. Например, мыло читается вначале побуквенно, затем слитно. На вопрос педагога "Что им делают?" ребенок не может ответить. При повторении слова педагогом ребенок его осмысливает и находит соответствующую картинку. То есть правильно прочитанное слово ребенок не сразу может соотнести со словом устной речи, а потому и не осмысливает его.

3) Слоговое чтение и понимание только фонетически простых слов, т.е. состоящих из двух открытых слогов или из одного закрытого (рама, дом).

4) Слово читается правильно, но воспроизводится повторно как один бессмысленный слог, включающий некоторые звуки данного слова (каша как "ка-ша", затем производится повторно как "шу"; Шура прочитано слоговым способом как "Шу-ра", затем повторяется как "ру").

5) При чтении слов первый слог читается правильно, второй же заменяется слогом, не соответствующим напечатанному (дает как "да-рит"). В односложных словах искажается конец слова (пьет как "пьере").

6) Не читается конечная согласная слова (шар как "ша"), конечная гласная (Луша как "Луш", вода как "вод").

7) В словах, как и в слогах, твердые согласные заменяются мягкими (петух как "петюх", лужок как "люжок").

8) В конце слова после согласного добавляется гласный звук (вот как "вота")

9) Пропуски согласных при их стечении (кукла как "кула", ест как "ет") или слово заменяется более простым (лампа как "лапа", ствол как "стол").

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций
В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образователь ...

Структура нарушений речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В соответствии с психолого-педагогической классификацией речевых расстройств, предложенной Р.Е.Левиной, все нарушения речи делятся на две большие группы: - нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи); - нарушения в применении средств общения (заик ...

Виды девиантного поведения
Девиантное поведение подразделяют на две большие группы - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и, особенно, правовые нормы. Когда такие поступк ...

Категории