При усвоении букв могут быть следующие нарушения чтения:
1. Полное незнание букв.
2. Называние букв несоответствующими сочетаниями звуков (А называют уо) или словами, начинающимися с соответствующих звуков (например, буква К называется кошка, Д - дом, Ё - ёжик).
3. Незнание большого количества букв. Исключение составляют буквы, обозначающие гласные и некоторые длительные согласные звуки.
4. Замены сходных по начертанию букв (Т-Г, В-Б, П-Н, Т-Н и т.д.); замены букв, обозначающих звонкие и глухие согласные звуки (З-С, Б-П, Д-Т: коза-коса, бочка-почка, таскает-даскает, моет-моед и т.д.)
5. Недифференцированные замены букв (Д-Г, Ы-О, Х-К и т.д.)
При чтении изолированных слогов возможны ошибки:
1) Побуквенное чтение слогов без последующего слияния (ба – "б, а"), с последующим слиянием звуков (са – "с, а - са"; ну – "н, у – ну").
2) Замены слогов другими слогами, отличающимися лишь гласными звуками, при этом слоги читаются слитно (ро как "ру", но как "ну", жу как "жа"), замены слогов слогами с гласным "а", при этом согласный звук читается без ошибки (ро как "ра", ну как "на", зы как "за").
3) Замены согласного звука в слоге. Гласный звук воспроизводится правильно, слоги читаются побуквенно с последующим слиянием, все буквы читаемого слога называются правильно. Однако при последующем слитном их воспроизведении согласный звук слога заменяется. Замены носят недифференцированный характер (ру как "р, у-ну", ду как "д, у-бу", ха как "х, а - на"). Аналогичное искажение встречается и у детей в норме при слитном прочтении слогов – происходит недифференцированная замена согласных (то как "го", па как "ба", ру как "ну", ха как "на").
3) Замены слогов с твердыми согласными слогами с мягкими согласными звуками (например, ру как "рю", ро как "рё", ту как "тю").
При чтении слов наблюдаются следующие нарушения:
1) Побуквенное чтение слогов в слове с последующим слиянием их воспроизведения (р, у – ру; к, а – ка). Прочитанное таким способом слово осмысливается.
2) Побуквенное чтение слов с последующим слиянием, но без их осмысления, прочитанное слово не соотносится с его значением. Например, мыло читается вначале побуквенно, затем слитно. На вопрос педагога "Что им делают?" ребенок не может ответить. При повторении слова педагогом ребенок его осмысливает и находит соответствующую картинку. То есть правильно прочитанное слово ребенок не сразу может соотнести со словом устной речи, а потому и не осмысливает его.
3) Слоговое чтение и понимание только фонетически простых слов, т.е. состоящих из двух открытых слогов или из одного закрытого (рама, дом).
4) Слово читается правильно, но воспроизводится повторно как один бессмысленный слог, включающий некоторые звуки данного слова (каша как "ка-ша", затем производится повторно как "шу"; Шура прочитано слоговым способом как "Шу-ра", затем повторяется как "ру").
5) При чтении слов первый слог читается правильно, второй же заменяется слогом, не соответствующим напечатанному (дает как "да-рит"). В односложных словах искажается конец слова (пьет как "пьере").
6) Не читается конечная согласная слова (шар как "ша"), конечная гласная (Луша как "Луш", вода как "вод").
7) В словах, как и в слогах, твердые согласные заменяются мягкими (петух как "петюх", лужок как "люжок").
8) В конце слова после согласного добавляется гласный звук (вот как "вота")
9) Пропуски согласных при их стечении (кукла как "кула", ест как "ет") или слово заменяется более простым (лампа как "лапа", ствол как "стол").
Статьи по теме:
Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроке
английского языка в старших классах
Характер сотрудничества старшеклассников со взрослым и сверстниками диагностировался с помощью серии субтестов, выполнявшихся на материале пространственных задач: из 4 — 9 разноцветных квадратных фишек надо было составить узор по заданному образцу. Сначала каждый подросток выкладывал три узора возр ...
Образовательная реформа Екатерины II
Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг). Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу шк ...
Становление и развитие дидактики
Общественная потребность в обеспечении усвоения подрастающим поколением накопленного социального опыта - необходимое условие воспроизводства и развития общества. Существующее противоречие между возрастающим объёмом содержания образования и неудовлетворительным его усвоением привело к возникновению ...