Методы воспитания нравственного характера, используемые в программе "Step by step"

Теория образования » Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников » Методы воспитания нравственного характера, используемые в программе "Step by step"

Страница 1

Программа "Step by Step" для начальной школы формирует и развивает характер детей с тем, чтобы они могли:

с полной самоотдачей участвовать в жизни школы и сообщества;

быть организованными и полагаться на себя;

работать в сотрудничестве с другими детьми;

в письменной или устной форме формулировать личные и общественные ценности;

проявлять уважение к окружающим, внимательно выслушивая их и подобающим образом реагируя на их высказывания;

нести личную ответственность за учебный проект, разрабатываемый сообществом учащихся.

Учителям очень важно осознавать себя в качестве моделей для подражания в области привычек и поведения, подразумевающих взаимное уважение, в области доброты и ответственности. Эта ответственность подразумевает следующие обязательства:

Уважать каждого ребенка.

Верить в способности каждого ребенка.

Быть честным, признавать свои ошибки.

Доверительно слушать и поддерживать детей.

Быть последовательным и справедливым.

Поддерживать требования на высоком уровне.

Ценить индивидуальные усилия.

Уважать различные мнения и отказ от приспособленчества.

Создавать радостную атмосферу для учебы.

Постоянно пополнять свои знания о развитии детей.

Шутить и веселиться вместе с детьми.

Долг учителей состоит в том, чтобы помнить, как они учат, а не только чему учат. В классе дети усваивают уроки морали через отношение к ним учителя и через свое отношение к другим детям.

В этой связи работа в классе по программе "Step by Step" построена на воспитании у учащихся сильного характера и самостоятельности. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что люди, способные контролировать происходящие с ними события, чувствуют себя значительно увереннее. Такие люди реже болеют, несмотря на стрессы, которым они подвержены. Ученики испытывают большее чувство самоуважения и более уверены в своих способностях, когда их учителя поощряют самостоятельное поведение во время занятий.

Атмосфера, в которой дети воспитываются в духе уважения к позитивным ценностям, должна поощрять самостоятельность и независимое мышление, а не простое послушание. Очевидным способом воспитания у детей навыков принятия решений и готовности пользоваться такими навыками является предоставление детям повседневно разнообразных возможностей для этого. Учителя могут добиться этого в любом классе, при работе с детьми разных возрастов через предоставление им: возможности выбора учебных материалов; выбора вида деятельности, с которого начинается рабочий день; места за партой; методов подхода к выполнению заданий и многих других вещей, составляющих в совокупности ежедневную учебную программу.

Мы, взрослые, знаем, что когда у нас есть возможность выбора содержания и методов выполнения поручаемых нам заданий, мы ощущаем большую мотивацию и готовность к выполнению работы. То же самое происходит и с детьми. Мотивация и академические успехи повышаются, когда у учеников есть возможность контролировать процесс обучения. Современные исследования в области работы мозга, поведения индивидуумов, а также педагогический опыт указывают, что личный вклад в выполнение конкретного задания является значительным средством мотивации и приводит к достижению положительных результатов. Известно, что когда учителя расширяют круг вопросов, по которым они добиваются согласия учеников, улучшаются результаты учебного процесса.

Что может сделать учитель во время занятий для развития детей в моральном плане? Трудно переоценить роль учителя как модели для подражания в области морального поведения. Радостное отношение к детям, дружеские интонации в голосе, справедливость и доброта — вот те тончайшие способы обучения детей желательной для взрослых манере поведения. Однако существуют и другие, более очевидные методы приучения детей к определенному поведению в классе. Ниже мы рассмотрим некоторые из таких методов.

1) Общие ценности . Маленькие дети испытывают сильное стремление поступать "как надо". Поэтому взрослые должны объяснить детям, в чем же выражается это самое "как надо". Учителя и дети как класс или, что еще лучше, как школьное сообщество должны совместно определить, какие качества считаются наиболее ценными. Модель "Step by Step" подразумевает главенствующую роль родителей в этой области и тесное сотрудничество с семьей в деле создания атмосферы сообщества, поощряющего этичное поведение. Этот подход направлен на развитие таких черт характера, как уважение, ответственность, честность и соучастие. Это лишь небольшая часть тех ценностей, которые класс может принять в качестве правил поведения.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Коррекционно-воспитательная работа на уроках рисования
Правильное планирование коррекционно-воспитательной работы по изобразительному искусству возможно в том случае, когда учитель знает особенности конкретного ученика и имеет представление о его готовности к обучению. Поэтому одной из первых задач пропедевтики рисования является изучение характерных о ...

Установление роли «успеха» и «ситуации успеха»
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха» в решении образовательных задач, выявление причин, следствий и внутренней логики развития способов и средств активизации познавательной деятельности учащихся на основе реализации психолого-педагогического потенциала успеха требует прежде всего определе ...

Память и особенности её развития у дошкольников
Память является одним из важнейших психических процессов. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». По словам П.П.Блонского, память «подобна мостику, перек ...

Категории