Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания

Теория образования » Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики » Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания

Страница 1

Разработанная нами на основе философских и общенаучных подходов процедура герменевтической интерпретации педагогического знания представляет собой интегративное образование, объединяющее в себе характеристики объяснения и понимания, представленные в таблице 2:

Таблица.

Аспекты

интерпретации

Характеристики

Объяснение

Понимание

Ориентир

Целеполагание

Смыслополагание

Цель

Формирование

познавательной

деятельности

Обращение к сфере сознания

Содержательная база

Научные данные

Научные данные, образы культуры, жизненный опыт

Предмет

Типичные, повторяющиеся связи между явлениями

Индивидуальные проявления постигаемых явлений

Интересуемые в предмете отношения

Способ

упорядочения

содержания

Отношения общего и

частного,

родовидовые

отношения

(«вертикаль

значений»)

Парадигмы

Конкретные условия

жизненной

(педагогической)

ситуации

(контекст,

«горизонталь

смыслов»,

определяемых

временем, местом,

обстоятельствами)

Нарративы

Преобладающий

Анализ

Синтез

метод

Преобладающий

стиль

Рациональная логика

Ассоциативное

мышления

мышление, интуиция

Характер

интерпретации

Проективный

Рефлексивный

Вектор

От субъекта - к

Двусторонняя

направленности

интерпретируемому

направленность:

интерпретации

знанию: S —> О

S <—> О

Языковое

Научная

Образные средства

оформление

терминология

повседневности,

искусства

Таким образом, в основе процедуры интерпретации как объясняющего понимания заложена идея соединения:

• учебно-познавательной деятельности и самопознания,

• рационального подхода к учебному материалу и его постижение средствами образного мышления и интуиции,

• опора на понятийный аппарат науки и образно-ассоциативные средства искусства и повседневности.

Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания представляет собой, с одной стороны, регулируемое целеполаганием формирование исследовательской деятельности субъекта, с другой, - обращение к сфере сознания личности, поиск личностных смыслов, смыслостроительство. В процедуре заложена идея покомпонентного формирования противоречивых («расщеплённых») характеристик интерпретирующей деятельности: её предмета, способа, коммуникативно-формообразующих характеристик. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Предмет интерпретации представляет собой интегративное образование, включающее в себя заданную содержательную проблему или учебно-познавательную задачу (предмет познания) и рефлексивно с ними связанный субъективно-индивидуальный образ проблемной ситуации, складывающийся в сознании под воздействием личного жизненного опыта и социально-культурного фона (предмет понимания).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Анализ и обобщение педагогического опыта.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского (1918 г.р.). Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убеди ...

Роль искусства в системе эстетического воспитания дошкольников
Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание должно охва ...

Понятие и сущность процесса обучения, его задачи
Сущность процесса обучения - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, - организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; - овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование нау ...

Категории