Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания

Теория образования » Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики » Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания

Страница 1

Разработанная нами на основе философских и общенаучных подходов процедура герменевтической интерпретации педагогического знания представляет собой интегративное образование, объединяющее в себе характеристики объяснения и понимания, представленные в таблице 2:

Таблица.

Аспекты

интерпретации

Характеристики

Объяснение

Понимание

Ориентир

Целеполагание

Смыслополагание

Цель

Формирование

познавательной

деятельности

Обращение к сфере сознания

Содержательная база

Научные данные

Научные данные, образы культуры, жизненный опыт

Предмет

Типичные, повторяющиеся связи между явлениями

Индивидуальные проявления постигаемых явлений

Интересуемые в предмете отношения

Способ

упорядочения

содержания

Отношения общего и

частного,

родовидовые

отношения

(«вертикаль

значений»)

Парадигмы

Конкретные условия

жизненной

(педагогической)

ситуации

(контекст,

«горизонталь

смыслов»,

определяемых

временем, местом,

обстоятельствами)

Нарративы

Преобладающий

Анализ

Синтез

метод

Преобладающий

стиль

Рациональная логика

Ассоциативное

мышления

мышление, интуиция

Характер

интерпретации

Проективный

Рефлексивный

Вектор

От субъекта - к

Двусторонняя

направленности

интерпретируемому

направленность:

интерпретации

знанию: S —> О

S <—> О

Языковое

Научная

Образные средства

оформление

терминология

повседневности,

искусства

Таким образом, в основе процедуры интерпретации как объясняющего понимания заложена идея соединения:

• учебно-познавательной деятельности и самопознания,

• рационального подхода к учебному материалу и его постижение средствами образного мышления и интуиции,

• опора на понятийный аппарат науки и образно-ассоциативные средства искусства и повседневности.

Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания представляет собой, с одной стороны, регулируемое целеполаганием формирование исследовательской деятельности субъекта, с другой, - обращение к сфере сознания личности, поиск личностных смыслов, смыслостроительство. В процедуре заложена идея покомпонентного формирования противоречивых («расщеплённых») характеристик интерпретирующей деятельности: её предмета, способа, коммуникативно-формообразующих характеристик. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Предмет интерпретации представляет собой интегративное образование, включающее в себя заданную содержательную проблему или учебно-познавательную задачу (предмет познания) и рефлексивно с ними связанный субъективно-индивидуальный образ проблемной ситуации, складывающийся в сознании под воздействием личного жизненного опыта и социально-культурного фона (предмет понимания).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций
В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образователь ...

Понятия воспитательное пространство и воспитательная система
Социальное пространство воспитательного процесса . Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенно ...

Ответственность за составление и оценку эффективности программы
Некоторые учителя считают, что им должна быть предоставлена полная свобода в разработке учебных курсов, так как они лучше других представляют себе потребности учащихся. Иными словами, они разделяют идею составления программ силами самой школы. Несомненно, есть учителя, способные подготовить неплохи ...

Категории