Разработанная нами на основе философских и общенаучных подходов процедура герменевтической интерпретации педагогического знания представляет собой интегративное образование, объединяющее в себе характеристики объяснения и понимания, представленные в таблице 2:
Таблица.
Аспекты |
интерпретации | |
Характеристики |
Объяснение |
Понимание |
Ориентир |
Целеполагание |
Смыслополагание |
Цель |
Формирование познавательной деятельности |
Обращение к сфере сознания |
Содержательная база |
Научные данные |
Научные данные, образы культуры, жизненный опыт |
Предмет |
Типичные, повторяющиеся связи между явлениями |
Индивидуальные проявления постигаемых явлений |
Интересуемые в предмете отношения Способ упорядочения содержания |
Отношения общего и частного, родовидовые отношения («вертикаль значений») Парадигмы |
Конкретные условия жизненной (педагогической) ситуации (контекст, «горизонталь смыслов», определяемых временем, местом, обстоятельствами) Нарративы |
Преобладающий |
Анализ |
Синтез |
метод | ||
Преобладающий | ||
стиль |
Рациональная логика |
Ассоциативное |
мышления |
мышление, интуиция | |
Характер | ||
интерпретации |
Проективный |
Рефлексивный |
Вектор |
От субъекта - к |
Двусторонняя |
направленности |
интерпретируемому |
направленность: |
интерпретации |
знанию: S —> О |
S <—> О |
Языковое |
Научная |
Образные средства |
оформление |
терминология |
повседневности, |
искусства |
Таким образом, в основе процедуры интерпретации как объясняющего понимания заложена идея соединения:
• учебно-познавательной деятельности и самопознания,
• рационального подхода к учебному материалу и его постижение средствами образного мышления и интуиции,
• опора на понятийный аппарат науки и образно-ассоциативные средства искусства и повседневности.
Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания представляет собой, с одной стороны, регулируемое целеполаганием формирование исследовательской деятельности субъекта, с другой, - обращение к сфере сознания личности, поиск личностных смыслов, смыслостроительство. В процедуре заложена идея покомпонентного формирования противоречивых («расщеплённых») характеристик интерпретирующей деятельности: её предмета, способа, коммуникативно-формообразующих характеристик. Рассмотрим эти характеристики более подробно.
Предмет интерпретации представляет собой интегративное образование, включающее в себя заданную содержательную проблему или учебно-познавательную задачу (предмет познания) и рефлексивно с ними связанный субъективно-индивидуальный образ проблемной ситуации, складывающийся в сознании под воздействием личного жизненного опыта и социально-культурного фона (предмет понимания).
Статьи по теме:
Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций
В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образователь ...
Понятия воспитательное пространство и воспитательная система
Социальное пространство воспитательного процесса
. Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенно ...
Ответственность за составление и оценку эффективности программы
Некоторые учителя считают, что им должна быть предоставлена полная свобода в разработке учебных курсов, так как они лучше других представляют себе потребности учащихся. Иными словами, они разделяют идею составления программ силами самой школы. Несомненно, есть учителя, способные подготовить неплохи ...