Сущность процесса обучения - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,
- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;
- овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.
Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:
· 1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;
· 2) развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;
· 3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;
· 4) социальная - формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;
· 5) валеологическая - функция здоровосбережения;
· 6) функция социальной защиты или функция пед. поддержки;
Движущие силы обучения - это противоречия.
Основные противоречия в процессе обучения:
· 1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения;
· 2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;
· 3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;
· 4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;
· 5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;
Закономерности процесса обучения. Закономерность - это объективно-стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность.
Общие закономерности процесса обучения:
· 1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку;
· 2) создание условий для получения радости;
· 3) учет возрастных и индивидуальных особенностей;
· 4) согласованность единства всех обучающих институтов;
Специфические закономерности:
· 1) состоит в воспитательном характере процесса обучения;
· 2) процесс обучения зависит от условий его протекания;
· 3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения является устная речь ребенка;
· 4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика;
· 5) активность ученика к процессу обучения.
Задачи, которые необходимо решать в процессе обучения. Важнейшими из них являются следующие:
1. стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;
2. организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
3. развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;
4. выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
5. совершенствование учебных умений и навыков.
Статьи по теме:
Изучение организации географического пространства
Организация географического пространства, или территории, — термин, все чаще используемый в географической литературе. Поэтому имеет смысл еще раз обсудить, как понимают его географы. Коль скоро география остается наукой о взаимодействии человека с внешней средой, последняя понимается как природная ...
Формирование нравственных ценностей как основа нравственного
воспитания младших школьников
Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. В Концепции Федераль ...
Слепые люди
Для этих людей весь мир это светлые и темные пятна. 2-3 метра и окружающие предметы растворяются в тумане. Все что они делают, они делают вопреки своему диагнозу и своей судьбе. Слепых художников не бывает, слепого учителя обманут ученики, незрячий спортсмен никогда не сможет бороться. Однако эти л ...