Понятие и сущность процесса обучения, его задачи

Теория образования » Содержание обучения, принципы воспитания » Понятие и сущность процесса обучения, его задачи

Сущность процесса обучения - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

- овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

· 1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

· 2) развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

· 3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

· 4) социальная - формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

· 5) валеологическая - функция здоровосбережения;

· 6) функция социальной защиты или функция пед. поддержки;

Движущие силы обучения - это противоречия.

Основные противоречия в процессе обучения:

· 1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения;

· 2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;

· 3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;

· 4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;

· 5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;

Закономерности процесса обучения. Закономерность - это объективно-стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность.

Общие закономерности процесса обучения:

· 1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку;

· 2) создание условий для получения радости;

· 3) учет возрастных и индивидуальных особенностей;

· 4) согласованность единства всех обучающих институтов;

Специфические закономерности:

· 1) состоит в воспитательном характере процесса обучения;

· 2) процесс обучения зависит от условий его протекания;

· 3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения является устная речь ребенка;

· 4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика;

· 5) активность ученика к процессу обучения.

Задачи, которые необходимо решать в процессе обучения. Важнейшими из них являются следующие:

1. стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;

2. организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

3. развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

4. выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

5. совершенствование учебных умений и навыков.

Статьи по теме:

Влияние христианской веры на развитие педагогических традиций
Данной проблемой занимались такие ученые как Пряникова В. Г., Р а в к и н З. И., Модзалевский Л. Н., Лещинский В. И. , Лаврикова Т. В. , Заварзина Л. Э. и др. Они считают, что важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера (дата крещения Руси 988 г.). Она внесла новые, животворны ...

Экономическое районирование, подходы к экономическому районированию, перспективы экономического районирования
Экономическое районирование – это выделение системы соподчиненных экономических районов страны или крупного региона, объективно отражающих сложившееся географическое разделение труда. Основная цель экономического районирования – создание оптимальных условий для территориального планирования, прогно ...

Анализ результатов формирующего эксперимента
Итак, для проведения формирующего эксперимента все 50 учащихся были разбиты на две групп, равные по численности, т.е. в каждой группе было по 25 человек. Итак, формирующий эксперимент проводился с апреля по 15 мая 2009 года. При обучении математике в контрольной группе применялась стандартная, утве ...

Категории