Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства – музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства является его направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:
1. Прежде всего необходимо формировать у дошкольников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.
2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.
Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.
3. Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности.
В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы". Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни».
В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.
Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает.
Любое произведение вызывает наше ответное чувство. И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".
Встреча с явлением искусства не делает ребенка сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и ребенку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции.
Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.
Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру.
Статьи по теме:
Разработка сводно-тематического плана подготовки специалиста
Сводно-тематический план должен включать в себя тематику специальных дисциплин («Спецтехнология», «Производственное обучение» и т.д.), регламентировать последовательность изучения тем и количество, отводимого на их изучение времени, по семестровое членение учебных курсов, отражать формы обучения (у ...
Приоритетные направления развития педагогической науки в
современных условиях
Школа - социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа - это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образованию, однозначен: воспитать твор ...
Личностно-ориентированный подход к содержанию образования
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н.Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В.Петровского. Так, И.Я. Лернер и М.Н. ...