Роль искусства в системе эстетического воспитания дошкольников

Теория образования » Особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства » Роль искусства в системе эстетического воспитания дошкольников

Страница 2

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства.

Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».

Рассмотрим специфику каждого вида искусства. Музыка – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Музыкальное воспитание в работе с детьми дошкольного уже давно выделилось в самостоятельный предмет. Это воспитание культурных или хотя бы музыкально грамотных слушателей.

Музыкальное воспитание – это процесс развития музыкальности не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении.

Только при таком глубоком восприятии искусство, в данном случае музыка, раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи.

Только устремленность к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный развития эстетических представлений. В этом процессе надо не только дать им полезные музыкальные навыки и знания; прежде всего, необходимо развить как раз все то, развивается медленно и с трудом.

При такой целевой установке занятия музыкой оказывается одним из самых эффективных методов развития эстетических представлений – методом, основанным на психологической реакции на музыку, свойственной любому ребенку .

Каждый день жизни выдвигает новые задачи в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Решение этих задач будет способствовать всестороннему развитию детей.

Задача музыки в эстетическом воспитании – формировать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Музыка помогает воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкальный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.).

Шацкий С.Т. центральное место в эстетическом воспитании детей педагог отводил музыке. Основой для проведения музыкальной работы он сделал исследования интересов и вкусов детей, а также изучение музыкальной культуры народа. Коллеги С.Т. Шацкого под его руководством проводили вместе с детьми большую работу по сбору и анализу песен, который пели в народе, а затем дети исполняли эти песни в семьях и на улице, изучали пути распространения песен, знакомились с их текстами и популярными мелодиями. Педагоги при этом выясняли, в чем состоит привлекательность и доступность народных песен для детей. Крайне интересными, были способы изучения восприятия музыкальных произведений детьми, разработанные С.Т. Шацким и его коллегами, а также анализ детских впечатлений от прослушивания художественных произведений. Во время концертов, выступлений артистов и детских творческих коллективов педагоги наблюдали за поведением детей, фиксировали те моменты концерта, которые вызывали наибольший интерес, эмоции, а также – к чему дети оставались равнодушными. Результаты исследований продуктивно использовались для анализа понимания детьми музыкальных произведений и планирования дальнейших программ музыкального образования. «Все это способствовало активизации музыкальных интересов детей, побуждало их к осмыслению прослушанного», - писала В.Н. Шацкая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя
Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности дейст ...

Особенности двигательной памяти у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Рассмотрим вопрос об особенностях развития двигательной памяти у дошкольников. М.М.Кольцовой после проведения исследования был сделан вывод о том, что движения являются важным средством, способствующим развитию мозга в целом, а также таких функций как речь и мышление. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б ...

Подходы к организации учебного сотрудничества
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничест ...

Категории