Особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства

Теория образования » Особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Основными задачами на современном этапе являются формирование духовной сферы личности детей, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно-исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания, в частности, реализации воспитывающей функции обучения.

Актуальность. Работа считается актуальной т. к. в практике эстетического воспитания детей имеется ряд противоречий: между необходимостью работы по обеспечению адаптации и социализации детей и представлениями о механизмах её реализации в процессе эстетического воспитания; между научным подходом к осуществлению работы по эстетическому воспитанию и интеллектуальным развитием детей. Указанные противоречия и отсутствие научных исследований в данном направлении актуализируют разработку проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства.

Вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства, рассматриваются в исследованиях Д.Б. Лихачева, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Е.В. Рыбак, Шацкой В.Н. Маркевич И. Д., Ковалицкой Л.М., Бочкаревой О. А., Королевой Т.В. и др.).

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами искусства.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если:

Педагогический процесс строится с учётом имеющегося эстетического опыта воспитанников

реализована методика эстетического воспитания старших дошкольников, средствами искусства.

Задачи:

Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания

Разработать и апробировать экспериментальную методику эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства.

Обработать результаты исследования с помощью методов математической статистики и сформулировать выводы.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, статистическая обработка результатов исследования с помощью математических методов.

Методологическую основу исследования составляют: теория эстетического воспитания Д.Б. Лихачева, методика музыкального воспитания Ветлугиной Н.А., теория художественно – эстетического воспитания Бочкаревой О.А., а также работы Шацкой В.Н., Теплова Б.М., Маркевич И.Д., Комаровой Т.С. Ковалицкой Л.М., Бочкаревой О.А., Королевой Т.В.

Теоретическая значимость заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей средствами искусства в условиях дошкольного образовательного учреждения; в обосновании, необходимости и возможности использования, воспитывающих и развивающих функций искусства, способствующих развитию эстетической отзывчивости, способности личности ребёнка сопереживать эстетическим свойствам искусства и действительности, чувствам других людей; развитию элементарного художественно-эстетического творчества; в выявлении уровневых показателей эстетического развития личности воспитанников.

Практическая значимость заключается в разработке и экспериментальной проверке методики эстетического развития старших дошкольников средствами искусства, которая может найти применение в практике дошкольных образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования: результаты исследования внедрены в образовательный процесс МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Улыбка» г. Бирск.

База исследования: МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Улыбка» г. Бирск старшая группа.

Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.

Статьи по теме:

Психологическая диагностика в системе предпрофильной подготовки
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношен ...

Факторы развития девиации у подростков
Подростковый возраст является возрастом критических периодов роста (12-15 лет) и развития (15-16 лет). Это возраст бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижнего мозгового придатка), особенно его передней доли, гормоны которой стимул ...

Виды занятий
Стандартам, предписаниям, программам, учебникам: помогает учителю свободно влиять на весь коллектив; групповая - позволяет ребятам освободиться от субъективности в восприятии того или иного вопроса, эта может иметь несколько вариантов: парная - ребята с равными учебными возможностями, бригадная - д ...

Категории