Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Основными задачами на современном этапе являются формирование духовной сферы личности детей, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно-исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания, в частности, реализации воспитывающей функции обучения.
Актуальность. Работа считается актуальной т. к. в практике эстетического воспитания детей имеется ряд противоречий: между необходимостью работы по обеспечению адаптации и социализации детей и представлениями о механизмах её реализации в процессе эстетического воспитания; между научным подходом к осуществлению работы по эстетическому воспитанию и интеллектуальным развитием детей. Указанные противоречия и отсутствие научных исследований в данном направлении актуализируют разработку проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства.
Вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства, рассматриваются в исследованиях Д.Б. Лихачева, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Е.В. Рыбак, Шацкой В.Н. Маркевич И. Д., Ковалицкой Л.М., Бочкаревой О. А., Королевой Т.В. и др.).
Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами искусства.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если:
Педагогический процесс строится с учётом имеющегося эстетического опыта воспитанников
реализована методика эстетического воспитания старших дошкольников, средствами искусства.
Задачи:
Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания
Разработать и апробировать экспериментальную методику эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства.
Обработать результаты исследования с помощью методов математической статистики и сформулировать выводы.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, статистическая обработка результатов исследования с помощью математических методов.
Методологическую основу исследования составляют: теория эстетического воспитания Д.Б. Лихачева, методика музыкального воспитания Ветлугиной Н.А., теория художественно – эстетического воспитания Бочкаревой О.А., а также работы Шацкой В.Н., Теплова Б.М., Маркевич И.Д., Комаровой Т.С. Ковалицкой Л.М., Бочкаревой О.А., Королевой Т.В.
Теоретическая значимость заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей средствами искусства в условиях дошкольного образовательного учреждения; в обосновании, необходимости и возможности использования, воспитывающих и развивающих функций искусства, способствующих развитию эстетической отзывчивости, способности личности ребёнка сопереживать эстетическим свойствам искусства и действительности, чувствам других людей; развитию элементарного художественно-эстетического творчества; в выявлении уровневых показателей эстетического развития личности воспитанников.
Практическая значимость заключается в разработке и экспериментальной проверке методики эстетического развития старших дошкольников средствами искусства, которая может найти применение в практике дошкольных образовательных учреждений.
Апробация результатов исследования: результаты исследования внедрены в образовательный процесс МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Улыбка» г. Бирск.
База исследования: МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Улыбка» г. Бирск старшая группа.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Статьи по теме:
Методы коррекции нарушений чтения у младших школьников с умственной
отсталостью
Разработаны многочисленные методы коррекции нарушений чтения: дислексии фонематической, аграмматической, семантической, оптической. Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью обусловлены недоразвитием целого ряда речевых и неречевых функций, являющихся вторичным проявлением заде ...
Методическая подготовка мастера к занятиям
Подготовка к учебному году у мастера как правило, не имеет временных рамок и проводится в течение текущего учебного года. Естественно, ее содержание, глубина, широта охватываемых вопросов различны для опытного и молодого (тем более начинающего) мастера производственного обучения, хотя этот этап под ...
Централизованное тестирование в Беларуси
Централизованное тестирование — форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающи ...