Методы коррекции нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Методы коррекции нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Страница 1

Разработаны многочисленные методы коррекции нарушений чтения: дислексии фонематической, аграмматической, семантической, оптической.

Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью обусловлены недоразвитием целого ряда речевых и неречевых функций, являющихся вторичным проявлением задержки и отклонения процессов формирования высших психических функций. Отставание речевого развития составляет не менее 2-х лет, наблюдаются затруднения в соотнесении звуков с письменными символами, частые смешения графически сходных букв, перестановки букв при чтении слогов и слов. Нарушения чтения у детей с УО связаны также с недостаточностью памяти и внимания.

Наиболее характерны для младших школьников с умственной отсталостью фонематические дислексии, обусловленные несформированно-стью слухопроизносительной дифференциации фонем и недоразвитием функции фонематического анализа - сложной аналитической функции и процеса умственного действия. В.К. Орфинская выделяет следующие формы фонематического анализа:

- Узнавание звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия);

- Вычленение первого и последнего звука из слова;

- Определение количества, последовательности звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

Р.Д. Тригер, исследуя уровни сформированности фонематического анализа у младших школьников с УО, выявила, что относительно сохранным для них является умение выделять начальный ударный гласный, вызывает затруднения выделение первого согласного, что такие дети часто выделяют не первый звук, а первый слог, не конечный гласный, а последний слог. Особенно заметно их отставание от нормы в заданиях на определение последовательности звуков в слове. Наблюдаются частые пропуски гласных в середине слова, объединение согласного и гласного в один звук, большие трудности вызывает анализ слогов со стечением согласных. Дети с УО из-за несовершенства анализа звуковой структуры слова не могут, как их сверстники с нормальным развитием, в случае затруднений активно и целенаправленно использовать проговаривание и оказываются беспомощными при выполнении заданий на сложные формы звукового анализа. Часто они только повторяют заданный звук, не используя целенаправленное повторение слова с целью определения места звука в слове. Усложнение речевого материала вызывает у детей с УО большие затруднения.

В целом у младших школьников с умственной отсталостью недостаточно сформирована направленность на звуковую сторону речи, замедлен темп симультанно-сукцессивного восприятия структуры слова, нарушена точность фонематического восприятия. Нарушения фонематического анализа у детей с УО обусловлены недостаточностью слуховой произносительной дифференциации звуков речи, слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Коррекция нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью сводится к коррекции фонематической дислексии .

Методика коррекции фонематической дислексии опирается на два блока:

А. Развитие языкового анализа и синтеза

Б. Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем)

А. Развитие языкового анализа и синтеза заключается в систематической работе по развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:

Развитие анализа предложений на слова;

Развитие слогового анализа и синтеза;

Формирование фонематического анализа и синтеза.

1. Развитие анализа предложений на слова осуществляется с помощью специальных заданий на формирование умения определять количество, последовательность и место слов в предложении:

Определить границы предложений в напечатанном без точек тексте

Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в предложении.

Придумать предложение с определенным количеством слов.

Увеличить количество слов в предложении, распространить его.

Составить предложение из слов, данных в беспорядке.

Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях.

Переставить слова в предложении.

Придумать предложение с определенным словом.

Составить графическую схему предложения (обозначив слова короткими полосками, предложение – одной длинной полоской).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе её формирования и к формированию под контролем изучения
Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы. При организации такой работы учителю важно принимать во внимание следующие общие положения: психологическое изучение мотивации и её формирование - это две сторон ...

Методика использования тематических комплексов как средства решения образовательных задач в области предматематики
Проведем анализ практических методов использования игровых тематических комплексов по предматематическому развитию дошкольников, опишем методы обучения и умственного воспитания. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы ...

Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска
В конце 90-х годов XX в. предприятия города начали испытывать острую потребность в инженерных кадрах. Поэтому при поддержке Кабинета министров РТ в январе 2000 году был открыт Зеленодольский филиал Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. В условиях экономической и с ...

Категории