Методы коррекции нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Методы коррекции нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Страница 2

Придумать предложение по графической схеме.

Поднять карточку с цифрой по количеству слов в предложении

2. Развитие слогового анализа и синтеза основано на умении детей анализировать слоговый состав слова. Обучение чтению начинается с чтения слогов, затем - сливание звуков в слоги, синтезирование слогов в слово, узнавание слова. Слоговый анализ помогает овладеть звуковым анализом слова: слово делится на слоги, слоги – на звуки. Поскольку количество гласных звуков определяет количество слогов в слове, слоговый анализ связан с умением детей выделять из слова гласные. Дети легче выделяют открытые слоги и затрудняются в произношении обратных и закрытых слогов. Важно учитывать поэтапность формирования умственных действий: 1) опора на вспомогательные средства (материализация действия); 2) слоговый анализ и синтез в плане громкой речи; 3) перенос действия во внутренний план и осуществление его на основе слухопроизносительных представлений.

При формировании слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства детям предлагают отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать произнесение слова по слогам движениями руки справа налево или слева направо, положить нижнюю челюсть на тыльную часть ладони и отследить движение челюсти, которые соответствуют гласным звукам, т.е. слогам, при произнесении слова. Дети должны усвоить - сколько в слове гласных звуков, столько слогов в слове. Необходимо дифференцировать гласные и согласные, уточнить их акустические и произносительные различия. В частности, дети хорошо принимают игру с флажками разного цвета, обозначающие гласные и согласные звуки.

Развитие слогового анализа и синтеза проводят по этапам:

Выделение гласного звука из слога;

Выделение гласных звуков из слова;

Закрепление слогового анализа и синтеза;

Формирования слогового анализа и синтеза в умственном плане;

Выделение и определение ударного слога в слове.

3. Формирование фонематического анализа и синтеза проводится в такой последовательности:

Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове (есть ли звук Л в словах лодка, лыжи, вилка, собака…)

Вычленение звука из начала и конца слова: определить в слове первый звук, последний звук, место звука в слове.

Определение последовательности звуков в слове.

Определение количества звуков в слове.

Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука)

Выделение (узнавание) звука вначале определяется по слуху или на основе собственного произношения, затем только по слуху или только на основе собственного произношения, и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, в умственном плане. Вычленить звук помогают задания, уточняющие артикуляцию гласных звуков и ориентированные на различение понятий "раньше-позже", "первый-последний" с опорой на зрительное восприятие звуков. Вычленяют звук поэтапно: а) на слух, когда слово произносит педагог; б) после произнесения слова ребенком; в) на основе слухопроизносительных звукопредставлений.

Определение последовательности звуков в слове, количества звуков в слове, места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука), работа по формированию и развитию сложных форм фонематического анализа организуется по этапам:

Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Формирование фонематического анализа в речевом плане.

Формирование фонематического анализа в умственном плане.

Задания и упражнения по развитию языкового анализа и синтеза подробно представлены в книге Р.И. Лалаевой.

Б. Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем)

Логопедическая работа по дифференциации фонем проводится при фонематической дислексии, обусловленной нарушением фонемного распознавания, акустической дифференциации звуков речи. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.

Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы - речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок. Как правило, при фонематической дислексии замены букв при чтении обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Поэтому работу по дифференциации звуков проводят с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи. Использование кинестезии при дифференциации звуков требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения, тщательной отработки логопедических упражнений по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи .

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Литературные игры в старших классах
Постепенно, от класса к классу, учитель усложняет те же игровые задания. Для игры «Продолжи фразу» с девяти-, одиннадцатиклассниками полезны, например, такие цитаты: 1) “Чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я дол ...

Уполномоченный по правам ребенка и его деятельность в отношении детей в кризисной ситуации
В сентябре 1999 г. Комитетом ООН по правам ребенка рассмотрен периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993 – 1997 гг. В заключительных замечаниях Комитета на доклад особое внимание было уделено вопросам соблюдения прав детей и механизмам обеспечения неза ...

Психолого-педагогический портрет учителя
Учительница, опыт и работу которой я оценивала, Опрышко Лина Ивановна, преподает в школе № 5 английский язык. Я была на 16 ее уроках и могу сказать, что они ею проводятся с большим мастерством, соблюдаются принципы обучения, соблюдена логика изложения учебного материала, содержание учебного материа ...

Категории