Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников

Теория образования » Особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства » Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников

Страница 1

Организация исследования. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования; На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня эстетического развития. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по эстетическому воспитанию. Обобщались и систематизировались материалы исследования.

В экспериментальном исследовании приняли участие 18 воспитанников старшей группы МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Улыбка» г. Бирск РБ. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе дети были поделены на две группы контрольную и экспериментальную (таблица 2).

Цель опытно-экспериментальной работы: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства.

Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Выявить уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Провести целенаправленную работу по эстетическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста, в процессе приобщения детей к искусству;

Таблица 2. - Список детей контрольной и экспериментальной групп

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Самир А.

Алексей О.

Виктория Б.

Алекс П.

Ильмир Г.

Рушан Р.

Юнир К.

Олег Р.

Владлена М.

Полина С.

Павел М.

Диана С.

Светлана Н.

Анна Т.

Ильмир Н.

Виктор У.

Алия Н.

Артем Ф.

Как отмечалось выше в области эстетического восприятия искусства и действительности дети должны:

видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

знать имена и некоторые произведения 2 – 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке – ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, жесты, движения, поза, голос;

Диагностические методики были разработаны в соответствии этим критериям.

Методика №1. Диагностика восприятия музыкальных произведений

Стоит обратить внимание на изменение характера музыки отметить момент изменения (ритм, темп, громкость звучания, регистр и др.) поднятием руки или хлопком. Контрастные части произведения ярко выражены.

Детям предлагалось прослушать несколько композиций из репертуара Прокофьева С. С.:

«Марш Бармалея»

«Дюймовочка»

После прослушивания детям было предложено посмотреть изображения (рис. 7, рис. 8) этих героев и соотнести их с ранее прослушанной музыкой.

В ходе наблюдения за ними оценивались следующие параметры:

1) * В полной мере имеет простейшие навыки культуры слушания музыки, слуховой самоконтроль – 3 балла;

* В достаточной мере имеет простейшие навыки культуры слушания музыки, имеет недостаточный слуховой самоконтроль – 2 балла;

* Не имеет, в достаточной мере, простейшие навыки культуры слушания музыки, отсутствует слуховой самоконтроль – 1 балл;

2) * Легко умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом. – 3 балла;

* Умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом после наводящей подсказки взрослого – 2 балла;

* Затрудняется в соотношении прослушанного с иллюстративным материалом после одной подсказки взрослого – 1 балл.

Параметры оценки:

5-6 балов – высокий уровень

3-4 баллов средний уровень

1-2 низкий уровень .

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Взаимосвязь руководителя изостудии с воспитателями групп
Девиз программы «Детство», «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка. Большую роль в пробуждении детей, стимулировании воображений, желания включатся в творческую деятельность, играет линия Познания. В дошкольном возрасте процесса познания ...

Формирование грамматических понятий у младших школьников
Понятийное мышление младших школьников. Формирование грамматических понятий у младших школьников. Понятие в философии обозначает форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посре ...

Оценка качества образования по итогам дошкольной образовательной ступени
Оценка результатов дошкольного образования рассматривается как определение готовности к школьному обучению. Во всех рассматриваемых образовательных системах, кроме Великобритании, проведение такой оценки не является обязательным и не сопровождается получением специального сертификата. Однако дошкол ...

Категории