Организация исследования. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования; На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня эстетического развития. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по эстетическому воспитанию. Обобщались и систематизировались материалы исследования.
В экспериментальном исследовании приняли участие 18 воспитанников старшей группы МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Улыбка» г. Бирск РБ. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе дети были поделены на две группы контрольную и экспериментальную (таблица 2).
Цель опытно-экспериментальной работы: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства.
Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
1. Выявить уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Провести целенаправленную работу по эстетическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста, в процессе приобщения детей к искусству;
Таблица 2. - Список детей контрольной и экспериментальной групп
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Самир А. |
Алексей О. |
Виктория Б. |
Алекс П. |
Ильмир Г. |
Рушан Р. |
Юнир К. |
Олег Р. |
Владлена М. |
Полина С. |
Павел М. |
Диана С. |
Светлана Н. |
Анна Т. |
Ильмир Н. |
Виктор У. |
Алия Н. |
Артем Ф. |
Как отмечалось выше в области эстетического восприятия искусства и действительности дети должны:
видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);
знать имена и некоторые произведения 2 – 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке – ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, жесты, движения, поза, голос;
Диагностические методики были разработаны в соответствии этим критериям.
Методика №1. Диагностика восприятия музыкальных произведений
Стоит обратить внимание на изменение характера музыки отметить момент изменения (ритм, темп, громкость звучания, регистр и др.) поднятием руки или хлопком. Контрастные части произведения ярко выражены.
Детям предлагалось прослушать несколько композиций из репертуара Прокофьева С. С.:
«Марш Бармалея»
«Дюймовочка»
После прослушивания детям было предложено посмотреть изображения (рис. 7, рис. 8) этих героев и соотнести их с ранее прослушанной музыкой.
В ходе наблюдения за ними оценивались следующие параметры:
1) * В полной мере имеет простейшие навыки культуры слушания музыки, слуховой самоконтроль – 3 балла;
* В достаточной мере имеет простейшие навыки культуры слушания музыки, имеет недостаточный слуховой самоконтроль – 2 балла;
* Не имеет, в достаточной мере, простейшие навыки культуры слушания музыки, отсутствует слуховой самоконтроль – 1 балл;
2) * Легко умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом. – 3 балла;
* Умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом после наводящей подсказки взрослого – 2 балла;
* Затрудняется в соотношении прослушанного с иллюстративным материалом после одной подсказки взрослого – 1 балл.
Параметры оценки:
5-6 балов – высокий уровень
3-4 баллов средний уровень
1-2 низкий уровень .
Статьи по теме:
Закономерности педагогического процесса
Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать с ...
Роль сказки в воспитании детей
Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем симв ...
Формирование грамматических навыков и умений. Принципы построения
содержания обучения
Функциональный подход к обучению требует соблюдения следующих принципов: 1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать-слушая, читать-читая ...