Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников

Теория образования » Особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства » Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников

Страница 2

Методика №2 Диагностика уровня познавательного интереса к музыкальным произведениям

Предварительная работа заключалась в наблюдении за детьми в ходе восприятия музыкальных произведений. Был задан ряд общих вопросов:

- Любишь ли ты слушать музыку?

- Какая музыка тебе больше нравится?

- Слушаешь ли ты музыку дома?

После этого детям предлагалось прослушать несколько произведений

Прокофьева С. С.: «Прогулка», «Сказочка»

Шостаковича Д. Д. из цикла танцы кукол: «Полька», «Вальс – шутка». После прослушивания были заданы следующие вопросы:

- Какая мелодия тебе больше всего понравилась?

- Что ты себе представляешь, когда ее слушаешь?

Параметры оценки:

* Проявляет познавательный интерес к музыкальным произведениям разного жанра, как на занятиях, так и в свободное время, отзывчиво и эмоционально реагирует на нее, способны чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части, активно отвечает на вопросы о прослушанном – 7-9 баллов;

* Проявляет интерес к музыке, довольно эмоционально реагирует на нее, способен чувствовать характер музыкального произведения, не достаточно активен в аналитической беседе о ней – 4-6 баллов;

* Слабо проявляет интерес к музыке, спокойно, малоэмоционально реагирует на нее, затрудняется в оценке характера прослушанной музыки, не имеет желания к аналитическому восприятию музыкального произведения – менее 3 баллов.

Методика №3. Диагностика восприятия художественных произведений

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.

Очень часто понимание красоты к ребёнку приходит через вкусовые оценки взрослых, в процессе диалогического общения взрослого и ребёнка. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.

Детям были предложено несколько репродукций картин (рис. 9-10)

«Большая вода» И.И. Левитана; «Грачи прилетели» А.К. Саврасова

Во время просмотра включалась музыка А. Вивальди из цикла «Времена Года» «Весна» в исполнении Лондонского Филармонического оркестра. После детям было задано несколько вопросов.

- Что за время года изображено?

- Как называется картина?

- Кто ее написал?

- Понравилась ли вам картина?

Параметры оценки:

Отвечает самостоятельно без помощи. Без затруднений отвечают на вопрос, почему понравилась картина, высказывают личные ассоциации, яркая речь, мимика. – 3 балла;

Отвечают с подсказкой взрослого. Объясняют, почему понравилось произведение, рассказывают какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоционально не окрашены. – 2 балла;

Затрудняется и после подсказки. Выбор понравившейся картины не мотивируют или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая» – 1 балл.

Менее 6 баллов – низкий уровень.

От 7 – 12 – средний уровень.

От 13 до 18 высокий уровень.

Анализ результатов детей экспериментальной и контрольной групп осуществленный на констатирующем этапе диагностики представлен в ниже (таблица 3-4).

Таблица 3. - Результаты диагностики уровня эстетического развития

детей экспериментальной группы на констатирующем этапе

диагностики

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Восприятие музыкальных произведений

Восприятие произведений ИЗО

Познавательный интерес к музыкальным произведениям

Общий балл

Общий уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

 

1

Самир А,

2

Н

10

С

6

С

18

С

 

2

Виктория Б.

3

С

6

Н

7

С

16

С

 

3

Ильмир Г.

4

С

11

С

6

С

21

С

 

4

Юнир К.

2

Н

9

С

3

Н

14

Н

 

5

Владлена М.

3

С

5

Н

5

С

13

Н

 

6

Павел М.

4

С

8

С

2

Н

14

Н

 

7

Светлана Н.

6

В

11

С

6

С

23

В

 

8

Ильмир Н.

3

С

4

Н

4

С

11

Н

 

9

Алия Н.

6

В

16

В

5

С

27

В

 
Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Единообразное оформление ссылок на юридическую литературу
Единообразное и правильное оформление ссылок на литературные источники имеет существенное значение, которое может быть уподоблено значению стандартного чертежного формата, принятого во всем мире. Настоящие Методические рекомендации по оформлению ссылок на юридическую литературу основаны на действую ...

Формы проведения гимнастики в 5–6 классах
В.И. Лях и Г.Б. Мейксон выделяют следующие формы проведения гимнастики в 5–6 классах: общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах, упражнения на освоение опорных прыжков, акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения с обручем, мячом, длинной и короткой скакалкой и др. ...

Характеристика урока физической культуры с детьми младшего школьного возраста
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных зад ...

Категории