Методы воспитания нравственного характера, используемые в программе "Step by step"

Теория образования » Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников » Методы воспитания нравственного характера, используемые в программе "Step by step"

Страница 2

После того как все дети обсудят и поймут такие ценности и примут их в качестве норм поведения как в школе, так и дома, в классе на всеобщее обозрение нужно будет повесить красочно оформленный плакат с правилами поведения. Таким образом они становятся даже не правилами, а скорее стандартами, с которыми сверяется поведение каждого ребенка. Например, если один ребенок обижает другого морально или физически, учитель спрашивает: "Какое из наших правил ты нарушил?" и здесь же, обязательно: "Как ты можешь исправиться?" Такой подход перекладывает на ребенка ответственность за исправление ситуации, подразумевая не только принесение извинений, а помогает ребенку понять, что исправление собственных неправильных действий позволяет ему "реабилитироваться" в глазах товарищей.

2) Академические занятия. Дети лучше всего вырабатывают характер и обучаются этике поведения на примерах взрослых, которые много значат в их жизни. Но они также достигают этого, изучая жизнь известных исторических личностей и современников своей страны, обсуждая моральную сторону таких примеров и вырабатывая устойчивые привычки, основанные на общепринятых ценностях.

Такой тип обучения является составной частью программы "Step by Step". К примеру, при изучении общественных дисциплин дети обсуждают героические поступки исторических персонажей. Во время игр и занятий спортом дети задумываются о том, что значит быть членом команды и хорошим спортсменом. При чтении детям вслух и при обучении детей чтению учителю следует уделять особое внимание рассказам с этической подоплекой. Дети начинают понимать, что, несмотря на разницу в национальной культуре и внешние различия, у людей могут быть общие ценности и принципы, что люди заслуживают уважения, даже если внешне они разные. Все аспекты программы "Step by Step" для начальной школы подчинены задаче воспитания личностей с яркими характерами.

3) Утренняя встреча. Проведение утренней встречи помогает учителю свести воедино учебные планы по академическим и социальным дисциплинам, а это, в свою очередь, позволяет педагогам и ученикам лучше чувствовать друг друга. Подобное групповое собрание является примером применения общепринятой в США практики, хорошо зарекомендовавшей себя при воспитании детей младшего возраста и формально сформулированной Р. Чарни и М. Клэйтон. Такое ежедневное утреннее мероприятие имеет следующие цели:

Сформировать единое классное сообщество.

Стимулировать обмен мнениями, внимательное слушание собеседников.

Способствовать вовлечению и участию в общей деятельности.

Обучить детей с помощью ежедневных ритуалов и стандартных мероприятий навыкам, которые необходимы, чтобы стать ответственным членом сообщества, будь то класс или вся школа.

"Утренняя встреча" проводится каждый день перед первым уроком, за 20 минут до звонка, на ковре.

Первый этап "Утренней встречи" начинается с рассаживания детей. Ребята садятся в круг: вариативность рассадки может варьироваться от урока к уроку- мальчики и девочки отдельно, по гороскопу, по временам года, в соответствии с их днями рождения и т. д.

Второй этап — приветствие. Оно не всегда соответствует тематическому планированию. Приветствие настраивает ребенка на положительную работу в течение целого учебного дня.

4) Разработка правил и процедур. Участие в выработке правил способствует росту чувства ответственности у детей. Для того, чтобы вовлечь детей в разработку правил, следует:

собрать детей в круг в месте проведения классных собраний;

начать обсуждение о назначении правил и процедур. Важно, чтобы дети понимали, что правила и процедуры, так же, как и законы, необходимы для обеспечения безопасности людей, прав и свобод личности, кроме того, они являются ориентиром правильного поведения. Дети начинают понимать, что правила нужны членам сообщества прежде всего для того, чтобы знать, что они должны делать, а не для того, чтобы запрещать им что-либо;

дать несколько примеров позитивных и четких правил. Например, "кладите вещи на место", "Будьте уважительны со всеми";

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»
Основная задача экономической географии – изучение основных принципов и своеобразия размещения народного хозяйства страны или экономического района, а также хозяйственной деятельности человека. Урок по экономической географии – это главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он до ...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Пос ...

Методическая подготовка мастера к занятиям
Подготовка к учебному году у мастера как правило, не имеет временных рамок и проводится в течение текущего учебного года. Естественно, ее содержание, глубина, широта охватываемых вопросов различны для опытного и молодого (тем более начинающего) мастера производственного обучения, хотя этот этап под ...

Категории