Особенности музыкального развития младших школьников

Страница 2

Во втором классе диапазон устанавливается от си малой или до первой до ре — ми второй октавы.

Расширение диапазона происходит очень постепенно. Только тогда, когда ребенок начнет петь без напряжения, можно расширять пределы диапазона. Форсирование этого процесса вредно отзывается на детском голосе. Лучше всего расширение диапазона достигается при пении любимых детских песен, вызывающих у ребенка эмоциональный подъем.

Есть такие стороны в песне, которые еще недостаточно четко и неадекватно воспринимаются младшими школьниками. Прежде всего это гармоническая ее структура. Как у дошкольников, так и у младших школьников развитие гармонического слуха сильно отстает от развития мелодического слуха. Хотя дети очень любят инструментальное сопровождение к песне, но в начальный период обучения они его воспринимают как обогащение звучания, как украшение основной линии мелодии, а не как гармоническую ее основу.

Развитие гармонического слуха достигается на базе развития мелодического слуха, чувства лада и т. д. Кроме того, в процессе развития самого гармонического слуха замечаются большие качественные различия, характеризующие, с одной стороны, уровень музыкального развития, с другой — индивидуально-психологические различия в восприятии созвучий и их последовательностей.

Исключительно большое значение для осознания различных сторон музыкального целого и для сознательного закрепления его в памяти имеет ознакомление детей с нотной грамотой. Слуховое восприятие при пении по нотам получает поддержку в устойчивых зрительных стимулах, которые не исчезают, подобно звукам, в следующий же отрезок времени. Это дает возможность проверять правильность слухового восприятия, позволяет возвращаться к уже отзвучавшим частям мелодии, сравнивать отдельные ходы и обороты мелодии между собой, констатировать идентичность или разницу звуковысотностей, определять общий диапазон песни и т. д. Такого рода операции чрезвычайно затруднительны при одном только слуховом восприятии из-за нестойкости первичного слухового образа мелодии.

Пение по нотам дает большой толчок развитию музыкальных представлений, потому что нельзя спеть в песне звук соответственно нотной записи, не представив предварительно внутренним слухом его соотношение с предшествующим звуком, и сам спетый звук также должен занять свое место в общем ходе мелодии, зазвучать согласно ладовому строению песни. Образуются новые связи не только между слуховыми и зрительными, но и между зрительными и вокально-двигательными представлениями.

Что касается развития музыкального восприятия и музыкальных представлений детей, то наблюдения на уроках пения показывают, что первоклассники часто не воспринимают такие элементы музыкальной речи как звуковысотность, которая главным образом обусловливает возможность правильного воспроизведения песни.

Уже к 3 классу навык петь звуковысотно правильно закрепляется у большей части детей, хотя еще не все дети точно интонируют высоту. Однако ошибки их не превышают предела «зоны» данного звука или интервала, т.е. области, в который данный звук или интервал воспринимается слухом как таковой. Что касается диапазона голосов, то в 3 классе хорошее звучание наблюдается от до первой октавы до до ре-ми второй.

Только с развитием звуковысотного слуха можно говорить о развитии подлинного ладово-мелодического слуха у детей, на основе которого и становится возможным развитие яркого и точного представления мелодии и точное ее воспроизведение.

Песня всегда воспринимается как целое, и овладение отдельными составными частями ее происходит в процессе восприятия и воспроизведения этого целого.

Существенным в песне является текст, понимание которого необходимо для сознательного восприятия музыкального материала и возникновения художественного образа вокального произведения. Только наличие художественного образа может привести к полноценному исполнению песни и дать эмоциональный отклик на нее. Текст пробуждает интерес ребенка к песне, который поддерживается и углубляется беседой преподавателя, разучивающего песню с детьми. Дети в 3 классе уже чувствуют, где и какую интонацию можно использовать в определенной песне.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развит ...

Изменения в средствах обучения
Сто лет тому назад в преподавании географии использовались главным образом настенные карты и изредка фотоснимки. В начале пятидесятых годов аудиовизуальные средства, включая аэрофотосъемку и телевидение, находились еще на заре своего развития. Сегодня число потенциальных средств обучения представля ...

Самооценка младшего школьника
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего повед ...

Категории