Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной деятельностью

Теория образования » Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной деятельностью

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни.

Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира людей, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения.

Исследования музыкального творчества детей представлены отдельными видами: песенное (Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, А. И. Ходькова); танцевальное (Р.Т. Акбарова, С.В. Акишев, Н.А. Ветлугина, Е.В. Горшков, Р.Н. Плавник), инструментальное (Г. Лозанов).

Изучение основ музыкального развития детей и их музыкальных способностей отражается в трудах Зиминой А.Н., Безбородовой Т., Алиевой, Тарасовой.

Вопросами развития творческих способностей занимался целый ряд ученых: О.А. Апраксина, А.И. Буров, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Н.Л. Леонтьев, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Теплов.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в любом виде творчества.

Эффективным средством формирования и реализации творческих способностей является художественная деятельность. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий освещаются в работах А.С. Белкина, Н. С. Боголюбова, Р.И. Кругликова и др.

Целью исследования является практическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка способов и методов формирования и развития творческих способностей школьников младшего возраста на занятиях музыкальной деятельностью.

Объект - творческая деятельность школьников младшего возраста в процессе музыкальной деятельности.

Предметом исследования являются различные педагогические способы, методические приемы активизации и реализации творческого потенциала детей средствами музыкальной деятельности.

Занятия музыкальной деятельностью могут стать эффективным средством развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, если:

будут строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных природных задатков, служащих основой формирования способностей к определенному виду деятельности;

сочетаются различные формы познавательной, репродуктивной и творческой деятельности, осуществляется планомерный переход от изученного к новому, а основой творчества выступают раннее освоенные знания, практические умения и навыки;

Стремление к достижению поставленной цели очертили конкретные задачи исследования:

изучить существующую научно-теоретическую литературу для определения сущности творчества и его места в общей структуре личности;

обосновать общетеоретические подходы к проблеме превращения задатков в способности, формирования творческих способностей и их реализация в деятельности личности;

- разработать экспериментальную программу, направленную на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Общая целеустановка и конкретная задача исследования обусловили использование следующих методов:

анализ существующей литературы;

обобщение результатов, анализов и наблюдений и синтезирование их в рамках экспериментальных программ;

- педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенных программ и обработка полученных результатов.

Базу исследования составили учащиеся 3 «Б» класса СШ №71.

Статьи по теме:

Психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателя
1. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми: — обращайтесь по имени; — занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле .); Используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельн ...

Результаты диагностики мотивационно-потребностной сферы учащихся 9-х классов
Было проведено исследование в г. Березовский Муниципальном образовательном учреждении № 6 При анкетировании участвовало тринадцать человек, девятого класса. Из них – восемь мальчиков и семь девочек. Было проведено два анкетирования. Первое- для учащихся, второе –для их родителей Результаты анкетиро ...

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Организм детей значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Для нервной системы у детей младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однак ...

Категории