Методика развития творческих способностей в процессе занятий музыкальной деятельности

Теория образования » Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной деятельностью » Методика развития творческих способностей в процессе занятий музыкальной деятельности

Страница 1

Во второй главе представлены результаты диагностики уровня творческой активности детей дошкольного возраста.

В ходе исследования были уточнены критерии творческой активности при диагностировании на основе средств музыкальной деятельности: наличие опыта и знаний о средствах художественной выразительности; проявление эмоционального отношения и интереса к хоровому пению (эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкальных произведений и в процессе музыкальной деятельности; стремление к творческой самореализации в процессе музыкальной деятельности); самостоятельность включения в художественно-творческую деятельность. Исследование было проведено в СШ №71 3 «Б» классе, в октябре-ноябре 2010г, где нами были выделены две группы: контрольная (12чел.) и экспериментальная (12чел.) Целью его явилась диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста. При организации исследования нами было проведено диагностирование музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Для этой цели нами была разработана серия заданий.

Для изучения были выявлены следующие способности: а) состояние музыкального слуха; б) состояние чувства ритма; в) способность к воплощению художественного образа; г) навыки хорового пения.

Для данных заданий нами были разработаны следующие уровни развития: высокий, средний, низкий.

Все задания по диагностике проводились в игровой форме, также учитывались индивидуальные особенности каждого ученика.

Задание №1.

Цель: диагностика способности к сочинению мелодий или припевок.

Учитель зачитывает вслух небольшое стихотворение и предлагает ученику, сочинить на эти слова мелодию и воспроизвести ее голосом.

Задание №2.

Цель: выявить способность к созданию целостного художественного образа.

Учитель играет на фортепиано мелодию со словами и просит ученика создать образ и проинсценировать песню.

Задание №3.

Цель: выявить развитие ритмических ощущений; умения импровизировать на заданную тему.

Учитель играет на инструменте (фортепиано) какую-либо мелодию и просит ребенка придумать к ней ритмический аккомпанемент (с помощью треугольника, бубна и т.д.).

Обработанные и проанализированные результаты, полученные в ходе диагностики, находят свое отражение в таблице (приложение №1).

Уровень развития творческих способностей

Количество детей 24

Абсолютное число

% соотношение

Высокий

5

20,5%

Средний

7

29,5%

Низкий

12

50%

На формирующем этапе эксперимента мною была предложена методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Она заключалась в следующем: поскольку на занятия музыкальной деятельностью в этой школе отводится всего один час в неделю, мною было предложено проведение дополнительных внеклассных занятий, где можно было использовать индивидуальный подход к каждому ученику.

На основе констатирующего анализа творческих способностей младших школьников мною было предположено, что для осуществления индивидуального подхода и с целью эффективного формирования творческой активности важно организовать работу в следующем направлении: поддерживать и закреплять интерес детей к занятиям музыкальной деятельностью и к музыкальным произведениям, который уже проявился у детей; формировать интерес к музыкальной деятельности и музыкальным произведениям у тех, кто еще не проявляет к ним положительного отношения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Требования к организации работы учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий
§ Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста. § Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и м ...

Основные концептуальные подходы к изучению понятия «социальное партнёрство»
Теория социального партнерства складывалась не одним днем, она формировалась на протяжении длительного пути развития философской, экономической, правовой, политической мысли. Первые упоминания о социальном партнерстве мы находим в философских трудах Платона и Аристотеля, выдвигавших идею о партнерс ...

Особенности применения игрового метода на уроке физической культуры
На уроке физической культуры, особенно в младших классах школы игровой метод физического воспитания применяется главным образом в форме подвижных игр. Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества и укрепляют здоровье, оказывают содействие ...

Категории