Методика развития творческих способностей в процессе занятий музыкальной деятельности

Теория образования » Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной деятельностью » Методика развития творческих способностей в процессе занятий музыкальной деятельности

Страница 1

Во второй главе представлены результаты диагностики уровня творческой активности детей дошкольного возраста.

В ходе исследования были уточнены критерии творческой активности при диагностировании на основе средств музыкальной деятельности: наличие опыта и знаний о средствах художественной выразительности; проявление эмоционального отношения и интереса к хоровому пению (эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкальных произведений и в процессе музыкальной деятельности; стремление к творческой самореализации в процессе музыкальной деятельности); самостоятельность включения в художественно-творческую деятельность. Исследование было проведено в СШ №71 3 «Б» классе, в октябре-ноябре 2010г, где нами были выделены две группы: контрольная (12чел.) и экспериментальная (12чел.) Целью его явилась диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста. При организации исследования нами было проведено диагностирование музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Для этой цели нами была разработана серия заданий.

Для изучения были выявлены следующие способности: а) состояние музыкального слуха; б) состояние чувства ритма; в) способность к воплощению художественного образа; г) навыки хорового пения.

Для данных заданий нами были разработаны следующие уровни развития: высокий, средний, низкий.

Все задания по диагностике проводились в игровой форме, также учитывались индивидуальные особенности каждого ученика.

Задание №1.

Цель: диагностика способности к сочинению мелодий или припевок.

Учитель зачитывает вслух небольшое стихотворение и предлагает ученику, сочинить на эти слова мелодию и воспроизвести ее голосом.

Задание №2.

Цель: выявить способность к созданию целостного художественного образа.

Учитель играет на фортепиано мелодию со словами и просит ученика создать образ и проинсценировать песню.

Задание №3.

Цель: выявить развитие ритмических ощущений; умения импровизировать на заданную тему.

Учитель играет на инструменте (фортепиано) какую-либо мелодию и просит ребенка придумать к ней ритмический аккомпанемент (с помощью треугольника, бубна и т.д.).

Обработанные и проанализированные результаты, полученные в ходе диагностики, находят свое отражение в таблице (приложение №1).

Уровень развития творческих способностей

Количество детей 24

Абсолютное число

% соотношение

Высокий

5

20,5%

Средний

7

29,5%

Низкий

12

50%

На формирующем этапе эксперимента мною была предложена методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Она заключалась в следующем: поскольку на занятия музыкальной деятельностью в этой школе отводится всего один час в неделю, мною было предложено проведение дополнительных внеклассных занятий, где можно было использовать индивидуальный подход к каждому ученику.

На основе констатирующего анализа творческих способностей младших школьников мною было предположено, что для осуществления индивидуального подхода и с целью эффективного формирования творческой активности важно организовать работу в следующем направлении: поддерживать и закреплять интерес детей к занятиям музыкальной деятельностью и к музыкальным произведениям, который уже проявился у детей; формировать интерес к музыкальной деятельности и музыкальным произведениям у тех, кто еще не проявляет к ним положительного отношения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Опыт организация деятельности учреждений дополнительного образования на примере Астраханского областного эколого-биологического центра
На сегодняшний день в Астраханской области система дополнительного образования детей представлена ярким многообразием учреждений спортивного, технического, художественно-эстетического, социально- педагогического, а также эколого-биологического, туристско-краеведческого и военно-патриотического напр ...

Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников
В анализируемой нами литературе имеется множество различных подходов к определениям понятия «эстетическое воспитание». В педагогических исследованиях понятие эстетического воспитания осуществляется с разных позиций. Первую позицию занимают авторы, которые в содержание понятия «эстетическое воспитан ...

Определение понятия наблюдения
Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности. Методами эмпирического исследования являются наблюдение, изучение педагогического опыта, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, изучение продуктов педагогической и ...

Категории