Методика развития творческих способностей в процессе занятий музыкальной деятельности

Теория образования » Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной деятельностью » Методика развития творческих способностей в процессе занятий музыкальной деятельности

Страница 2

Во время эксперимента нами были использованы следующие принципы организации музыкальной деятельности:

принцип принятия эмоциональных реакций другого, требующий создания психолого-педагогических условий для свободного проявления детьми эмоционального состояния;

принцип поддержки творческой инициативы детей, предполагающий использование разнообразных видов деятельности на занятиях музыки, которые стимулируют музыкальную активность ребенка на доступном ему уровне;

принцип персонификации, обусловливающий индивидуальную ориентированность процесса воспитания, учет задатков и возможностей каждого ребенка.

В рамках экспериментальной программы на занятиях по хору, а также на внеклассных занятиях нами был использован игровой метод.

Музыкальная игра «Осень» (см. приложение №2) очень понравилась детям. Целью данной игры явилось раскрепощение детей, развитие воображения, умения находить нужный образ, развитие пластичности.

Занятия по развитию творческих способностей включали в себя: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст; выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение учителя.

На занятии, посвященному формированию и развитию у детей представлений об изобразительности ритма, темпа, мелодических интонаций использовались многочисленный музыкальный материал. Детям очень понравилась нетрадиционная форма занятий, которая включала в себя игровые методы, они с удовольствием участвовали во всех заданиях, старались, как можно активнее проявить свои творческие способности.

В практике обучения игре на фортепиано мы проводили занятия со школьниками экспериментальной группы 3 класса. Индивидуальная форма обучения позволила применять различные приемы двупланового изложения материала, а также методы инфантилизации. На первых же уроках мы попытались нейтрализовать скованность ученика, создать творческую музыкальную атмосферу. Рассказ преподавателя о выразительных возможностях инструмента иллюстрировался исполнением ряда пьес (с контрастной динамикой, использованием различных регистров инструмента и разнообразных ритмических формул). Далее преподаватель предлагал ученику попытаться придумать музыкальное сопровождение к какой-либо сказке, используя при этом звуковые характеристики персонажей (отдельные звуки, созвучия различных регистров рояля, организованные в простейшие ритмические последовательности, короткие мотивы, звуковые кляксы и т.д.)

Попутно, в процессе такого музицирования усваивались приемы звукоизвлечения, а также знания регистрах, динамике, ладе. Для характеристики персонажей сказки учитель предлагал несколько мелодий, из которых ученик должен был выбрать наиболее соответствующую данному действующему лицу. Далее мотив подбирался учеником по слуху. Эмоционально насыщенная речь преподавателя поддерживала сказочно-музыкальную атмосферу урока. Одновременно происходило ознакомление с клавиатурой инструмента, приемами исполнения легато, нон легато, стаккато. Подобранные учащимися мелодии исполнялись с аккомпанементом преподавателя. Найденные средства музыкальной выразительности ребенок должен был использовать в дальнейшем при «сочинении» музыкальных иллюстраций к другим сказкам. Активно использовались преподавателем «звучащие» жесты, обозначающие артикуляцию, динамику (в соответствии с амплитудой движения руки), ритм и направление движения мелодии по высоте. Так, характерный плавный жест, подчеркивающий связанность звуков при исполнении мелодии легато; движение руки, как бы отталкивающейся от воображаемой точки опоры при иллюстрации приема стаккато, ускоряли усвоение указанных приемов исполнения. Данная методика позволяет проводить занятие в атмосфере музыкальной игры, активизирует познавательную активность учащихся, нейтрализует состояние скованности, развивает творческое воображение и способности.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Понятие компетентностного подхода к обучению
В последнее время все чаще стали употребляться термины "компетенция", "компетентность", "компетентностный подход". Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержан ...

Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...

Методика проведения артикуляционной гимнастики
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений. При отборе материала для артикуляционной гимнастики ...

Категории