Во время эксперимента нами были использованы следующие принципы организации музыкальной деятельности:
принцип принятия эмоциональных реакций другого, требующий создания психолого-педагогических условий для свободного проявления детьми эмоционального состояния;
принцип поддержки творческой инициативы детей, предполагающий использование разнообразных видов деятельности на занятиях музыки, которые стимулируют музыкальную активность ребенка на доступном ему уровне;
принцип персонификации, обусловливающий индивидуальную ориентированность процесса воспитания, учет задатков и возможностей каждого ребенка.
В рамках экспериментальной программы на занятиях по хору, а также на внеклассных занятиях нами был использован игровой метод.
Музыкальная игра «Осень» (см. приложение №2) очень понравилась детям. Целью данной игры явилось раскрепощение детей, развитие воображения, умения находить нужный образ, развитие пластичности.
Занятия по развитию творческих способностей включали в себя: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст; выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение учителя.
На занятии, посвященному формированию и развитию у детей представлений об изобразительности ритма, темпа, мелодических интонаций использовались многочисленный музыкальный материал. Детям очень понравилась нетрадиционная форма занятий, которая включала в себя игровые методы, они с удовольствием участвовали во всех заданиях, старались, как можно активнее проявить свои творческие способности.
В практике обучения игре на фортепиано мы проводили занятия со школьниками экспериментальной группы 3 класса. Индивидуальная форма обучения позволила применять различные приемы двупланового изложения материала, а также методы инфантилизации. На первых же уроках мы попытались нейтрализовать скованность ученика, создать творческую музыкальную атмосферу. Рассказ преподавателя о выразительных возможностях инструмента иллюстрировался исполнением ряда пьес (с контрастной динамикой, использованием различных регистров инструмента и разнообразных ритмических формул). Далее преподаватель предлагал ученику попытаться придумать музыкальное сопровождение к какой-либо сказке, используя при этом звуковые характеристики персонажей (отдельные звуки, созвучия различных регистров рояля, организованные в простейшие ритмические последовательности, короткие мотивы, звуковые кляксы и т.д.)
Попутно, в процессе такого музицирования усваивались приемы звукоизвлечения, а также знания регистрах, динамике, ладе. Для характеристики персонажей сказки учитель предлагал несколько мелодий, из которых ученик должен был выбрать наиболее соответствующую данному действующему лицу. Далее мотив подбирался учеником по слуху. Эмоционально насыщенная речь преподавателя поддерживала сказочно-музыкальную атмосферу урока. Одновременно происходило ознакомление с клавиатурой инструмента, приемами исполнения легато, нон легато, стаккато. Подобранные учащимися мелодии исполнялись с аккомпанементом преподавателя. Найденные средства музыкальной выразительности ребенок должен был использовать в дальнейшем при «сочинении» музыкальных иллюстраций к другим сказкам. Активно использовались преподавателем «звучащие» жесты, обозначающие артикуляцию, динамику (в соответствии с амплитудой движения руки), ритм и направление движения мелодии по высоте. Так, характерный плавный жест, подчеркивающий связанность звуков при исполнении мелодии легато; движение руки, как бы отталкивающейся от воображаемой точки опоры при иллюстрации приема стаккато, ускоряли усвоение указанных приемов исполнения. Данная методика позволяет проводить занятие в атмосфере музыкальной игры, активизирует познавательную активность учащихся, нейтрализует состояние скованности, развивает творческое воображение и способности.
Статьи по теме:
Профессионально-важные качества воспитателя дошкольного общеобразовательного
учреждения
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет сп ...
Функции и требования к системе оценивания знаний. Виды оценок
Функции системы оценивания. Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три. · Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с те ...
Обеспечение качества и условий – задача ДОУ
На выходе из детского сада дети находятся на разном уровне психического и физиологического развития, и это нормально. В связи с этим возникает вопрос: должен ли детский сад стремиться нивелировать эти отличия и путем специальных, так называемых развивающих, программ. Пытаться искусственно ускорить ...